Здесь был ваня бровкин

Здесь был ваня бровкин

Тут был Ваня Бровкин

«На большом растоянии ли до совхоза?» — прокричал режиссер Иван Лукинский. «Нет, не на большом растоянии, — ответил глава «Комсомольского» Михаил Голованов и, подарив всем пылезащитные очки, сказал, — вы на центральной усадьбе». Из-за пыли домов не было видно. Лукинский шепнул главному оператору Гинзбургу: «Какие конкретно, к линии, натуральные съемки?!

Задерживаться тут ненужно. Нужно отправляться на Кубань и в том месте искать подходящий совхоз». Зам. председателя областного комитета Оренбурга Т.Верхова, входившая в состав делегации, почуяв неладное, властно сообщила: «Делайте, Голованов, что желаете.

Но управление области вычисляет недопустимым отъезд киногруппы. Съемки должны состояться в вашем селе». Какие конкретно увещевания Голованова имели возможность пронять обсыпанных пылью кинодеятелей?! Почвенная эрозия — стихия продолжительная, и лишь чудо имело возможность спасти обстановку. Чудо случилось. На следующий сутки Всевышний подарил красивую погоду.

И сходу в другом свете увиделся зерносовхоз, его асфальтированные дорожки, поликлиника, уличные фонари, строящийся клуб. режиссёр и Председатель ударили по рукам… Как Татьяна Пельтцер колдунью молока лишила Комфорт гостям создавали всем селом. Актеров поселили в центре, в комфортном двухэтажном строении около школы. Это для местных и палатка была жильем. А по окончании Москвы, само собой разумеется, условия казались спартанскими. Ни канализации, ни воды.

Из всех удобств- бочка на улице. Благо лето. Кухня полевая. Михаил Пуговкин вспоминает съемки на целине: « Прежде, чем пообедать, из супа нужно было несколько муху вытащить». Эх, избалованность актеров!.. Местные помогали скрасить быт: несли подушки и посуду, иголки и …. мотоциклы. — Со студии Неприятного доставили технику, музыкальную аппаратуру, огромные зеркала, кинокамеры, две машины, костюмерную.

Про мотоцикл, по всей видимости, забыли. А по сценарию он имеется, — говорит «Трибуне» первоцелинник Михаил Андреевич Грушевский.- Тогда отечественный бригадир Сергей Макаревский дал на время собственный новенький красный «М-72». Обратно взял груду скомканного железа. Оказывается, Харитонов в первый раз сел на мотоцикл.

До тех пор пока обучился ездить, разбил машину отечественного бригадира несколько вторых. Недовольства мужики не проявляли. Прощали. Артист так как, из Москвы- какие конкретно претензии предъявишь? Сам не покалечился- да и то благодарю.

Не забывайте кадры: Иван Бровкин спешит на мотоцикле по полевой дороге? Пшеница в кадре высоченная, у Харитонова одна макушка видна. — Это режиссер попросил нас трактором вырыть траншею, — вспоминает старожил «Комсомольского» Иван Васильевич Каныгин, — по ней артист и ехал. В кино оказалось эффектно: колосья аж шею закрывают. В действительности пшеница таковой высокой не бывает. броские сюжеты связаны с Татьяной Пельтцер, выполняющей роль Евдокии Бровкиной.

Актриса замечательно готовила. А так как согласно соглашению село ежедневно выдавало артистам целого барана, баловала собственной стряпней всю киногруппу. На кулинарной земле у артистки показалась хорошая знакомая. Дружба началась со скандала. — в один раз Пельтцер заходит к моей соседке: «Разрешите, говорит, зелени на огороде собрать.

Желаю Бровкину щи сварить», — говорит Ольга Михайловна Соколовская, ветеран труда и войны, в те годы жительница дома №33 по Орской улице (на данный момент живет в городе Орске). — Соседка на мой огород кивает: «Тогда вам к колдунье необходимо (меня все «колдуньей» кликали, по причине того, что на огороде лучше всех все росло, а в моем колодце вода была пресная, не смотря на то, что в других дворах соленая). Татьяна Ивановна не через улицу, а прямо через сад отправилась. Тихо перешагнула через низкую изгородь, и ко мне.

Я именно собралась в колодец бидон с молоком опустить. Холодильников не было, хранили молоко в воде из колодца. Стою себе нормально наоборот калитки, бидон на веревке держу. Заметила б, в случае если б кто ко мне вошел (у нас не ходили огородами, лишь через улицу). Внезапно сбоку кто-то как гаркнет: «Здрасьте!» Хлоп! У меня бидон и вырвался. Пять литров молока пролила.

Тогда оно было на вес золота! Дочка с подругой за молоком в поле ходили, за три километра от дома. Ну, думаю, на данный момент кому-то устрою. В общем, прочно напустилась на Пельтцер, но повздорили мы не продолжительно.

Ее непосредственность имела возможность любого обезоружить. «Приходите за зеленью, в то время, когда необходимо, —  говорю, — лишь больше не пугайте». На прощание актриса покинула «колдунье» презент: женскую сумочку. Их тогда именовали ридикюлем… Тот презент до этот поры сохранила Ольга Михайловна.

Орлов бессердечно повырезали По задумке режиссера трактористы «Комсомольского» (вернее, их трактора) создавали на заднем замысле трудовой фон для доблестной команды Вани Бровкина. Чумазые комбайнеры бригады делились телогрейками и гимнастёрками, перепачканными мазутом, и просвещали актеров: «У комбайна 109 точек смазки». Храбрецы целины, волей случая ставшие артистами, живут тут до сих пор: Иван Рожков, Иван Санков, Леонид Потехин, Иван Кабанов.

Все воспоминания их не вместить, покину только кое-какие. — У нас съемка – так, потеха, а позже еще целый световой сутки на поле пашешь. Вечером мы с поля к себе, а киношники уже радостно отдыхают. Музыка у них, песни, танцы… выпивали артисты прочно ежедневно. Пуговкина выдавал красный шнобель…

не забывают в большую массовку и сель- это в то время, когда снимали сцену свадьбы Захар Силыча и Полины. Полдеревни собралось, народ пришел в парадных костюмах. 20-30 сельчан отобрали намерено, за любой час съемок им платили по 36 рублей. Добровольцы мелькали безвозмездно. В то время, когда режиссер, заламывая руки, начал сетовать по поводу отсутствия на целине приличных цветов, Ольга Михайловна Соколовская совершила подвиг: срезала в собственном палисаднике все до единого цветочка. И вручила артистам роскошные букеты.

Глава Адамовского района Петр Тейхриб согласился «Трибуне», что без беспокойства Бровкина и сейчас наблюдать не имеет возможности: «Через чур сильные чувства тревожат душу». 9-летним мальчишкой бежит в кадре в первой четверке ребёнка. — А самое сильное впечатление от фильма — мы кормим орлят, пойманных в степи. Два птенца жили в селе.

По сценарию артисты-комбайнеры на протяжении посевной нашли орлят и все лето их выхаживали. А в осеннюю пору отпустили. Так пафосно должен был закончиться фильм… Мы, мальчики, гордились, что артисты разрешали нам с птицами копаться. С полей таскали им живых сусликов. В то время, когда птенцы окрепли, мы с братом сажали их на доску и, поднимая ее вверх-вниз, учили летать. Режиссер руководил: «Резче, парни, резче машите! Орел крылья обязан расправить.» И вот волнующий момент- съемка.

Сутки погожий, небо чистое. Бровкин отпускает орлов, они взмывают под облака. Прощаясь, покружили над распаханной целиной и …. улетели. Данный эпизод был снят.

Нам в деревне показывали. До слез проняло, прекрасно! Жаль, в итоге эти кадры из финала вырезали. «Хронометраж…»- сокрушался режиссер.

Первые зрители В осеннюю пору 58-ого в помещении зерносклада (клуб достраивался) растянули экран. На премьеру пригласили всех деревенских. Не просто зрителей — полноправных участников событий. -Я не забываю охвативший всех нас восхищение, — говорит Петр Тейхриб, — люди друг друга определят на экране. Хохот, шутки, слезы. По окончании фильма, действительно, режиссера нападали претензиями. Многое из снятого на селе в фильм не вошло.

Лукинский разводил руками: «Кино не резиновое!» В случае если с тем, что Бровкину за один сутки дом выстроили, народ скрепя сердце смирился, то появление постового милиционера в мундире с иголочки освистали. «К Пуговкину под машину попал щенок, и постовой как из-под почвы вырос. Где ему взяться-то было на двух улицах? К тому же такому нарядному, чистенькому. Сроду у нас постовых не было»,- смеется Ольга Михайловна Соколовская.

Но больше всего возмущения досталось ванной, которую затаскивали в «дом» к Полине. Эту «пристань» Захара Силыча, дом-макет из мешковины, выкрашенный в толстый слой известки из краскопульта,- натянули на столбы. Окно на весу приделали, пододвинули ступени… На том месте на данный момент угол школьного сада. — Вот хохоту-то было, тащат эту ванну в вакуум, заглядываем — а за стеной ни-че-го,- вспоминает Иван Коныгин, — снаружи макет дома в «Комсомольском» снимали.

А в то время, когда словно бы бы Пуговкин в том направлении входит, душ осматривает, «внутренности» снимали в районном центре за 60 километров от нас, в Адамовке. Нам и тогда ванны не снились и всю жизнь с корытами бегаем. Ни при каких обстоятельствах в моем доме водопровода не было. Молодежь, что побогаче, за собственные деньги может что-то придумать. А мы прожили по старинке. старая женщина моя, ей уже 75 лет, мучается, нога болит. Ни в поликлинику, ни в баню идти не имеет возможности.

В детском корыте бабка купается, вот и вся отечественная ванная… Во второй половине 50-ых годов двадцатого века, обиженный неправдой, я задал вопрос режиссера: «Что вы людей обманываете? Для чего ванну показываете? У нас их в помине нет». Лукинский на сцену вышел (соорудили сцену на зерноскладе специально для просмотра), строго взглянул, с пафосом говорит: «Кино нас учит жить. Мы показываем, как должно быть!» …50 лет – большой срок для наступления «яркого будущего» (хотя бы в виде ванны в доме).

Что в итоге осталось, в случае если сравнить фильм и сегодняшнюю реальность совхоза «Комсомольский»?.. Известные фонари на Орской улице срезаны: состарились. А новых нет. Вместо них- безликие неотёсанные, местами покосившиеся столбы. А где та нарядная улица, по которой ходил Ваня Бровкин? Сейчас по ней ветеран труда 78-летний Иван Кириллович Санков тащит два раза в сутки флягу с водой. Одна ходка- четыре километра. И без того три года подряд.

Все обещают доделать трубопровод. Отрезали с автострады, совсем покинули без воды. На этом «благоустройство» прекратили. Такие вот ванны… Контрасты в жизни «Комсомольского» видны на каждом шагу. Зарубежный джип директора рядом с раздолбанной упряжкой лошадей тракториста. Обустроенные дома удачливых торговцев зерном по соседству со стариковскими полувековыми саманными избушками, нескладно обложенными кирпичом.

Чабанов на пастбища зимний период возят в открытых грузовиках. Рейсовый автобус ходит раз в день. От огромной пышущей судьбой станции Аниховка, мелькнувшей в первых кадрах фильма, сейчас остался один старый штырь- часть семафора…

«Поздравляю отечественный совхоз с заслуженной призом. Иван Бровкин. (И ниже) Заслуженный артист РСФСР Леонид Харитонов» — эта весточка 1968 года из Москвы аккуратно хранится в местном музее.

Газета «Трибуна»

Ivan Brovkin on the State Farm (1959) movie


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: