«Волга-волга» в истинном цвете

Волга-Волга в подлинном цвете

14 февраля на Первом канале продемонстрируют комедию «Волга-Волга»  1938 года — в раскрашенном варианте. У вас имеется шанс заметить цвет глаз основной теледивы 30—40-х Любови Орловой, и оттенок волос Игоря Ильинского.

До этого, напомню, были раскрашены «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики», «Золушка», Следующие в очереди – «Радостные парни», «Подкидыш», «Берегись автомобиля»…   Итак, возможно уже констатировать: в Российской Федерации появился новый жанр кинопроизводства – превращение любимых черно-белых фильмов в цветные. Дело, как выяснилось, беспроигрышное: не имеет значения, похвалит либо обругает зритель «раскраску», – основное он её взглянет и начнёт обсуждать на все лады, пиар будет бесплатной и нешуточный!

«Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики» хоть и жестко подвергли критике (а в «Громадной отличии» кроме того поглумились над беднягой Штирлицем в клоунском прикиде), но рейтинги у продемонстрированных раскрасок – ого-го! Наряду с этим никаких затрат на сценарий, режиссуру, актёров и т. п. Берется уже готовый ч/б продукт, переводится в цвет, вовсю рекламируется…  и всё, дорогая публика, пожалуйте к экранам!     

До глаз Мюллера руки не дошли   Мысль, как видите, несложная и продуктивная. Но не недорогая. Процесс покраски «Штирлица», к примеру, занял три года и обошелся в  $3000 за каждую 60 секунд фильма. Ветхая ч/б пленка была отсканирована в формат 2048х1556 точек. После этого вручную раскрасили главные кадры из всех сцен фильма (их набралось около 1500), каждую подробность раскраски  согласовали с консультантами, результат — с  режиссером «Мгновений» Татьяной Лиозновой.

Затем целый отсканированный материал вместе с «опорными кадрами» передали на раскраску в Соединенных Штатах и Республику Корея: тамошние спецы – лучшие в мире. После этого продукт послали в Китай и Индию – на отстройку освещенности кадров и покадровую компьютерную обработку. В том месте же была совершена окончательная доводка кадров – уже вручную.   «В бой идут одни старики» красили По другому принципу – от кадра к кадру, прошлый был базой для раскраски последующего.

  Была использована программа, талантливая распознавать цвет на черно-белой пленке. Задний замысел окрашивали раздельно, с учетом перемещения камеры. Всё делали по уму, денег не жалели (колоризация обошлась в приблизительно в $5500 за 60 секунд ленты), но без головной боли не обошлось. В «Стариках» масса сцен на природе, обилие зеленого цвета плюс зеленые тона военной формы. Доходило до 27 оттенков зеленого в одном кадре, красить их было мукой мученической. Очень многое приходилось переделывать.

Сперва, напрмер, сделали вывод, что цвет погон у лётчиков – светло синий, раскрасили их. Позже узнали,  что создатели ч/б фильма применяли на съёмке погоны с полевой формы, и просветы у них другие, бордовые. Было нужно колористам переделать половину готовой работы.  

Волга-волга в истинном цвете

«В бой идут одни старики» измучила колористов кадрами на фоне природы

«Волгу, Волгу», говорят, раскрасили так, словно бы её снимали  современной кинотехникой – по максимуму вероятных цветов. А дабы их  гамма всё-таки была в стиле ретро, шепетильно изучили цветовые предпочтения 30-х годов. Само собой, лезли в архивы: за цветами милицейской формы обратились в архив МВД – в том месте всё, которое связано с милицейской формой, лежит по званиям и годам с пометкой «хранить всегда».

Часть объектов фильма «Волги, Волги» сохранились в первозданном виде до наших дней:  Северный речной вокзал в Москве, шлюзовые ворота на канале – их цвета перенесли один в один. А вот цвет церковных куполов в городе Камышине (он же вымышленный Мелководск) с 30-х годов изменялся неоднократно. Исходя из этого было нужно брать соскобы краски, отдавать их на экспертизы – в общем, чистый детектив.

Возможно и дальше вдаваться в разработку, но сущность уже ясна. Раскраска ч/б ленты – рутинный и одновременно творческий труд огромного количества. В котором, как ни старайся, а что-нибудь да потеряешь.

Штирлицу в «Мгновениях» сделали коричневое кашне, собаке его дали карий  окрас с белыми пятнами, а про глаза Мюллера подзабыли.

В то время, когда Кальтенбруннер задаёт вопросы: «Из-за чего у вас глаза красные? Вы большое количество выпивали?», зритель видит у Мюллера в полной мере здоровые глаза, без красных прожилок.

 

Штирлиц схватился за сердце   Но всё это мелочи если сравнивать с дискуссией, развернувшейся около самой идеи раскраски. Что зрителей, что киношников сам факт перевода тёмной-белой классики в цвет расколол на два лагеря. Одни – категорически против, другие – конкретно за.    Татьяна Лиознова с радостью консультировала процесс раскраски «Штирлица» и по окончании выхода цветных «Мгновений» поднялась на их защиту.

Но Вячеслав Тихонов, говорят, заметив себя в цвете, от кошмара схватился за сердце, от обиды прослезился. А Олег Табаков (Шелленберг) на вопрос, будет ли наблюдать цветную версию, замахал руками: «Нет, для чего, что за ерунда!» Дальше всего в протестах  зашли коммунисты Питера. Они организовали «Перемещение против искажений и колоризации советского кино».

Цель перемещения – отсудить миллиард рублей у ТК «Российская Федерация» за издевательство над  «Мгновениями». И на эти средства поставить монумент Штирлицу – в Москве на Лубянской площади.   Но Игорь Клеменков, сыгравший в ветхой «Золушке» пажа, раскраску похвалил: в фильме прекрасные костюмы,  их роскошь была убита черно-белой съемкой – и вот, по окончании стольких лет, возрождена.

Это восстановление, к слову, стоило года работ и больше миллиона долларов – но, если судить по зрительскому, рейтингу окупилось.

Выяснилось, цветная «Золушка» – блестящий костюмный фильм  

Ну и, само собой, горой за собственный продукт стоят директора «фирм» и  продюсеры раскрасок, взявших на них заказы: дескать, цвет делает ветхие картины зрелищней – и, значит, ближе современному зрителю. По-второму, дескать, его не привлечёшь – и классика останется скучной племени младому.     Но, имеется люди, подошедшие к спору о «раскрасках» взвешенно. Пример – многомудрый Георгий Данелия:

– В случае если цветная версия прекрасно сделана – я за неё. Само собой разумеется, не каждый черно-белый фильм нужно раскрашивать. Но, допустим, мою картину «Я шагаю по Москве» – в полной мере возможно. С наслаждением посидел бы вместе с умелыми людьми за этим делом.

И по большому счету – американцы так как раскрасили собственные картины 1930-х годов, и мы их наблюдаем.

 

Америка России подарила  киноход   Забавно, что в Америке, отчизне «раскрасок», их сначала кроме этого встретили в штыки. Первый поток ругани обрушился на застрельщиков, посмевших раскрасить… мультфильмы. В конце 50-х и в 60-е массу ветхой диснеевской анимации («Микки Маус», «Три  поросёнка» и т. д.) выпустили заново с колоризацией. И уже тогда кинокритики заклеймили приём как «издевательство над уникальным произведением».

Но со временем страсти поутихли – а в 1980-е и вовсе вспыхнул бум на «раскраски» художественных картин: продюсеры решили вернуть на экраны голливудскую классику, столкнулись с неприятием массовым зрителем черно-белого кино – и решили раскрасить эти фильмы!    Пионером идеи стал известный Тед Тёрнер, создатель СNN.  Он кроме того опубликовал перечень из 100 с лишних ветхих фильмов, каковые направляться перевести в цвет.

Раскрашиванию подверглись такие шедевры, как «Касабланка», «Мальтийский сокол», «Кинг-Конг», «Эта красивая судьба», «Психо», «Джекил и Хайд», в 1990-м перевели в цвет «Унесенных ветром»…   Когда не костерили в те годы подобные продукты!

«Поменять подобным образом чью-то работу – это продемонстрировать презрение к кино, общественности и режиссёру» (Вуди Аллен); «Тёмный и белый цвет – это форма мастерства кино 1940-х годов. Меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю» (Джо Данте, режиссер «Гремлинов»); «Лишь идиот может высказать предположение, что колоризация улучшит такие киношедевры, как «Гражданин» и «Касабланка Кейн» (Билли Уайлдер, создатель «Проспекта Сансет»).

И что? 

Фильм «Эта красивая судьба» (1946 г.) пережил аж три колоризации: в 1986-м, 1989-м и 2007 годах

А ничего – побранились и затихли. Сошлись на том, что раскраска раскраске рознь: она может дать фильму вторую жизнь, быть может стать отвергнутой зрителем и забытой, как ужасный сон.

С цветом разберутся — возьмутся за звук?

То же самое будет у нас.   Но юный зритель желаешь-не желаешь, а взглянет киноклассику. Сперва в цветном варианте, а позже – чем линия не шутит! – в уникальном тёмном-белом. И возраст аудитории у, к примеру, «Золушки» изменится с «40+» на «20+». Быть может, уже изменился.

  Так что нормально ожидаем «Волгу-Волгу», «Радостных ребят» и без того потом. Но бдительности не теряем, ухо и глаз держим востро. В противном случае уже раздаются призывы не только перекрашивать, но и переозвучивать черно-белую классику. Мол, её звуковые дорожки с годами стали плохими, а новому зрителю будет в кайф, в случае если, к примеру, молодого Жарова озвучит Хабенский. Нет, господа, не будет, благо опыт имеется. Недавно прыткие киношники переозвучили ветхие советские мультфильмы.

По окончании их работы наблюдать и слушать, к примеру, «Мойдодыр» – лишь по решению суда.    Любой продукт стоит оценивать по результату. Кино в первую очередь делится на хорошее и нехорошее, а не на цветное и черно-белое. Последнее, кстати, как снимали, так и будут снимать.

Но в случае если «Собачье сердце» Владимира Бортко – безоговорочный шедевр, что легко нереально представить в цвете, то «Бумажный воин» Алексея Германа-младшего – тоска и муть. Хоть раскрась его, хоть золотом инкрустируй – ни лучше, ни хуже не станет. 

Так что нормально ожидаем «Волгу-Волгу»…

Дмитрий Сергеев

 

P.S. Перечень известных фильмов, переживших колоризацию

  • Кинг-Конг (1933)
  • Радостные парни (1934)
  • Мятеж на «Баунти» (1935)
  • Вид будущего (1936)
  • Сан-Франциско (1936)
  • Волга-Волга (1938)
  • В бой идут одни «старики» (1973)
  • Подкидыш (1939)
  • Символ Зорро (1940)
  • Высокая Сьерра (1941)
  • Касабланка (1942)
  • Газовый свет (1944)
  • Эта красивая судьба (1946)
  • Золушка (1947)
  • Годзилла (1954)
  • Психо (1960)
  • Ночь живых мертвецов (1968)
  • Семнадцать мгновений весны (телевизионный сериал, 1973)

Волга-Волга (1938) ЦВЕТНОЙ ВАРИАНТ


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • В бой идет один старик

    В бой идет один старик Уголовник Джон Линк по окончании продолжительной отсидки пробует стать если не праведником, то хотя бы простым человеком. Посещает направления…

  • Кристиан бэйл с «цветами войны» в берлине

    Кристиан Бэйл с «Цветами войны» в Берлине Немыслимое сочетание творчества китайского классика, режиссёра Чжана Имоу и таланта известного по нолановским…

  • Прошу вас, не нужно цветов…

    Прошу вас, не нужно цветов. Любви, мира и света. Спайк Миллиган Надгробие на могиле Спайка Миллигана. Фото: Depositphotos Сейчас исполнилось…

  • Самые милые фильмы о войне

    Самые милые фильмы о войне Фильмы про войну стали для советского и русского человека неотъемлемым атрибутом судьбы. В юные годы по окончании их просмотра мы…

  • Торопитесь делать добро

    Торопитесь делать добро Ко Дню защиты детей. В Российской Федерации около пяти миллионов беспризорных детей, более ста тысяч находятся в зданиях ребенка. Дать им новый шанс…

  • Данной даме подчинялся сам штирлиц

    Данной даме подчинялся сам Штирлиц Режиссёр Татьяна Лиознова, отмечающая в июле-2004 собственный 80-летие, — это «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и «Мы,…

  • На съемки «семнадцати мгновений…

    На съемки «Семнадцати мгновений весны» Броневого увезли со свадьбы 17 декабря Леониду Броневому исполняется 80 лет. Незадолго до юбилея актер был удостоен…

  • На цвет и вкус: топ-5 лучших фильмов про еду

    На цвет и вкус: топ-5 лучших фильмов про еду 11 сентября в прокат вышла страсти «и картина Пряности» с Хелен Миррен в ключевой роли . По этому случаю мы…