Владимир хотиненко: «мы разрушим стереотипы о достоевском»

Владимир Хотиненко: «Мы уничтожим стереотипы о Достоевском»

22 мая канал Россия начинает показ сериала о жизни одного из самых таинственных российских писателей –  «Достоевский». Сценарий фильма написал Эдуард Володарский, узнаваемый кроме этого по картинам «Обитаемый остров», «Вольф Мессинг: видевший через время»,«Мы из будущего», «Штрафбат» и другие. Володарский желал назвать сериал «Тринадцатый апостол», но режиссер Владимир Хотиненко воспротивился.

Сериал «Достоевский» – собрание звезд отечественного кинематографа. Ключевую роль в картине сыграл Евгений Миронов, а его партнерами стали Чулпан Хаматова, Алла Юганова, Лиза Арзамасова, Валентина Талызина, Дмитрий Певцов и другие.

Незадолго до премьеры «Около ТВ» пообщался с Владимиром Хотиненко и определил о том, как снималась картина, из-за чего было поменяно наименование и что означает для режиссера Федор Михайлович Достоевский.

– Владимир Иванович, из-за чего вы отказались от заглавия «Тринадцатый апостол»?

– Легко мне показалось, что наименование «Достоевский» более правильное по одной несложной причине: «Тринадцатый апостол» звучит красиво, но это ставит в необыкновенное положение Федора Михайловича Достоевского. А как же тогда Пушкин? Он какой апостол? Четырнадцатый?

Помимо этого, такое наименование мне думается мало атеистическим. Всем как мы знаем, что апостолов было двенадцать и еще семьдесят позже. Все. Это фильм про Достоевского, а наименование «Тринадцатый апостол» сужает тему, заставляя принимать картину как нравоучительную, религиозную.

Мы не желали этого. И не смотря на то, что у нас с автором сценария Эдуардом Володарским были разногласия, я уверен, что наименование «Достоевский» он все-таки принял.

– Мнения о писателе Достоевском расходятся: одни вычисляют его мрачным, депрессивным, загоняющим в отчаяние, а для других он напротив есть источником жизни и света. Как вы принимаете его творчество?

– Эти разночтения естественны, по причине того, что люди по собственной природе различные. По собственному опыту могу заявить, что я также вычислял его мрачноватым писателем до тех пор, пока не сделал эту картину. Снимая кино, перечитал его всего, перечитал кроме того то, что, к сожалению, раньше не просматривал. И сейчас у меня совсем второе представление и о писателе Достоевском, и о человеке Достоевском.

Это неизменно свет, это неизменно надежда, независимо ни от чего. Нужно владеть гением Достоевского, дабы в этих ужасных путешествиях по людской существу, по душе в обязательном порядке отыскать путеводную звезду, получить данный свет и осознать, куда идти дальше. В этом замысле – да, он, непременно, яркий автор.

Владимир хотиненко: «мы разрушим стереотипы о достоевском»

– Как вы вычисляете, талант, каким владел Достоевский — это  наказание либо дар?

– Смотря как к этому относиться. С одной стороны, это счастье для человека, которому это было отправлено. А с другой… Не забывайте, как у Пушкина? «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, для чего ты мне дана?»  У всякого бывают периоды меланхолии, а творца они мучают особенно очень сильно.

Но талант – это все-таки счастье, Божий дар. Это определенно не бессмысленно прожитая судьба.

– Вы пригласили на ключевую роль Евгения Миронова, что сыграл князя Мышкина в сериале «Идиот». Не опасаетесь, что два этих образа у зрителя наложатся друг на друга?

– Да и пускай накладываются. В самом Достоевском жил и Мышкин, и Рогожин. Исходя из этого в то время, когда он писал «Идиота»,  у него оказался необычный автопортрет.

Многие персонажи в его романы приходили из судьбы. Женя Миронов – выдающийся актер, и он в любом случае создал неповторимый образ.

– на данный момент появляется большое количество разных биографических изучений, каковые жёлт «» . Как вы сортировали материал, и была ли у вас какая-то грань, за которую вы старались ни за что не заходить?

– Да весьма несложная грань: выбирал то, что имел возможность бы разрешить по отношению к себе для публичного обозрения. Вот и все. Интерес к «желтым» подробностям существовал неизменно.

Я, к примеру, не знал, что про Достоевского, в то время, когда он жил за рубежом, был написан целый роман. В том месте все было неправдой, но вот был к нему таковой «желтый» интерес уже в то время.

– Но вы хотя бы  ставили себе задачау снять «хрестоматийный глянец» с Достоевского?

– Основное – не подглядывать в замочную скважину, в спальню. Я ненавижу, в то время, когда где-то в изданиях публикуют фотографии, наподобие «Мы в спальне», «Мы в ванной». Запрещено пускать посторонних в спальню!

Но все-таки у Достоевского были дамы и были страстные романы, к примеру, с Апполинарией Сусловой. И что, показывать, что они целомудренно ходят за ручку? Нет, это было бы неправдой.

Мы пробовали продемонстрировать эту страсть, но сдержанно, в рамках разрешённого.

– Многие режиссеры на данный момент жалуются на то, что глубоких актеров остается меньше и меньше. Не столкнулись ли вы с таковой проблемой, поскольку вашим актерам необходимо было играться людей по-настоящему  выдающихся?

– Нет, я не жалуюсь. Моим актерам достаточно глубины. Так как и Женя Миронов, и Чулпан Хаматова – актеры мирового уровня, без всяких допусков.

И не только они, я бы имел возможность еще и еще продолжать данный перечень.

– А актрису на роль Анны Григорьевны искали продолжительно? Так как это дама неповторимая, очень многое сделавшая для Достоевского.

– Ее сыграла Алла Юганова. Причем она, к счастью, в кино очень сильно не засвечена, не смотря на то, что заметил я ее в первый раз  у моего сына Ильи в картине «Ясновидящая». Мне она в том месте понравилась.

В то время, когда мы искали актрису на роль Сниткиной, а искали продолжительно, я отыскал в памяти о ней. Анна Григорьевна вправду неповторимая дама. Особенно меня задело то, что я в воспоминаниях о Достоевском довольно часто встречал небрежное отношение к ней, дескать, ничего особого она из себя не воображала – невзрачное существо, давшее мужу собственную жизнь. Это все глупость. Она была неординарная! Фантастическая!

Она мой любимый персонаж! Юная гимназистка, 20 лет, воспитанная в строгой семье, и внезапно  окунулась в эту рулетку, в эти долги. Она же извлекла Достоевского заграницу, спасла от кредиторов.

Мы большое количество трудились с Аллой над этим образом, и я сейчас никого другого уже и не могу представить в роли Сниткиной.

– Станете ли вы как-то смотреть за оценками, каковые дадут вашему фильму биографы Достоевского?

– Намерено не буду. Может, что-то случайно попадется либо где-то развернется дискуссия. Тут так как большое количество точек зрения возможно. Отечественный фильм – это некоторый взор на Достоевского, на его жизнь, и мы имеем на это право. А биографы так как и между собой спорят неизменно.

Неприятность в другом: мы не знаем, примут либо нет сам образ писателя, что мы создали. Мы данный образ Достоевского полюбили. Причем это сложный персонаж, с вздорным, противоречивым, но живым характером.

– Критики делятся на два лагеря: те, кто обожает Достоевского, не принимает Толстого. И напротив.  А для вас Толстой и Достоевский – оппоненты?

– Нет, для меня это два полностью равнозначных писателя, две однообразные размеры, но совсем различные. Так как недаром им не удалось встретиться… Кстати, к слову сообщить, вот именно Лев Николаевич Толстой о Сниткиной отзывался весьма уважительно, а Софья Толстая обучалась у нее издательскому делу. Так вот, слава Всевышнему, что Толстой и Достоевский так ни разу и не встретились.

Это все равно, что сталкивать «плюс» и «минус». В физике эти величины равнозначны, и по окончании их столкновения появляется ток, загорается лампочка. Вот в литературе они столкнулись, и загорелась лампочка истины, а в жизни им видеться было не обязательно.

– Ну в том месте же так как практически мистическая череда совпадений, не разрешивших им встретиться.

– Да, они были как-то совместно на одном вечере, но все, что ни делается, делается к лучшему. Они так как общались, действительно, заочно, высказывая мнения о произведениях друг друга.

– Достоевского нельзя отделять от религии. А у вас в сериале будут какие-то религиозные мотивы?

– Что означает нельзя отделять? А кто-то захочет и отделит. Про Достоевского так как возможно снять большое количество совсем различных фильмов. Вот придет кому-нибудь в голову – и снимут Достоевского- Казанову, придет второе в голову – сделают Достоевского-игрока, а кто-то, напротив, захочет снять Достоевского – неистового религиозного деятеля. У него был собственный путь к Всевышнему.

Он шел продолжительно и, быть может, где-то в том месте еще идет данной дорогой. Он был одухотворенный творец и просто верующий человек. Не смотря на то, что имеется воспоминания, каковые обрисовывают, как он всю работу стоит на коленях. А вот в ссылке в храм он практически не ходил, не смотря на то, что всегда жил Богом и верой.

Ему так как в том месте жены декабристов подарили Евангелие, и по сей день имеется весьма хорошие издания этого Евангелия с их расшифровками и пометками Достоевского. Кстати, Достоевский с женой гадали по Евангелию, и в то время, когда он умирал, то открыл страницу на главе, в которой Иисус приходит к Иоанну Крестителю и произносит: «Не удерживай…». Достоевский тогда осознал, что это указывает для него.

Он достойно умирал, а ведь по тому, как человек уходит, возможно сделать выводы о его сущности. Но сказать о нем как о религиозном фанатике совсем не верно!

– В какое пространство вы загрузили собственного храбреца?

–  Нам необходимо было выдержать стиль, таковой, дабы он передавал воздух XIX века, но наряду с этим был и современным, не унылым. У нас, к примеру, большое количество петербургских съемок, но мы не ставили перед собой задачу продемонстрировать мрачный, унылый Санкт-Петербург Достоевского. Это все стереотипное представление, а отечественный концепт – разрушение стереотипов.

– А удалось в мемориальных квартирах поснимать?

– Нет. В том месте снимать некомфортно. Да и для чего? Возможно же так как выстроить это все в павильоне.

Мы, к примеру, заказали такие же обои, какие конкретно были в квартире Достоевского, мебель старались подбирать похожую. Снимали в Баден-Бадене, где сохранилось казино, в котором игрался Достоевский. В том месте по большому счету практически ничего не изменилось с того времени… Снимали в отеле, где он жил; на улицах, где он ходил.

Снимали и сохранившийся в том месте дом Тургенева, где бывал Достоевский. Словом, в случае если была возможность снять где-то на настоящих объектах, то мы эту возможность не упускали. А вот в Санкт-Петербурге с этим сложнее: в том месте везде реклама.

Один прекрасный кадр сделали посредством компьютера. Достоевский стоит около Ростральных колонн, за ним – панорама Санкт-Петербурга XIX века, и мы смогли все это реконструировать. 

– Ну и последний вопрос. Осознаю, не вы определяете политику канала Российская Федерация, но все-таки, как оцениваете начало показа премьеры — в воскресение, 21:00 — в разгар дачного сезона?

– Меня и мою жену насторожило такое время, но я уповаю на то, что люди на канале все-таки прекрасно разбираются в этом и знают, как лучше. Они же не неприятели себе. Мое дело – снять хорошее кино. И вдобавок вот что: думаю, одним показом не обойдется. У нас так как имеется две версии. Одна, семисерийная, которая будет продемонстрирована на данный момент.

А вторая расширенная, складывается из восьми серий, и вот ее собирается показать канал «Культура», без рекламы, в ноябре, ко дню рождения Достоевского.

Разговаривала Юлия Шершакова

Лекция Ивана Поморина Ясные средства, дешёвые оператору при малобюджетной съемке


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: