Владимир бортко раскрыл тайну любви и смерти петра первого

Владимир Бортко раскрыл смерти и тайну любви Петра Первого

14 и 15 мая канал Россия продемонстрирует четырехсерийный фильм Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание», говорящий о последних годах судьбы великого самодержца и о его последней любви – к юной княжне Марии Кантемир.

Как мы знаем из истории, Петр Первый не покинул завещания, а умирая, успел только сказать: «Покиньте все…». Незадолго до смерти он подписал новый закон о престолонаследии, в соответствии с которому император должен был сам назначать собственного преемника, исходя из этого огромная империя, по сути, осталась безрассудной.

Такова официальная позиция историков, но Владимир Бортко уверен: Петр Первый завещание покинул… Мы поболтали с режиссером и воображаем вам версию Владимира Бортко – в инфографике, исторических анекдотах и фактах.

Владимир бортко раскрыл тайну любви и смерти петра первого

Трудясь над фильмом, гримеры столкнулись с значительной проблемой:  все храбрецы – настоящие лица, исходя из этого хотелось сделать актеров похожими на прототипов, но исторические персоны остались запечатлены только на парадных портретах, написанных по определенным канонам. Как смотрелись эти храбрецы в жизни – осознать  тяжело. Еще одной проблемой стало «состаривание актеров», особенно сложный грим был у Сергея Шакурова.

Его храбрец Федор Ромодановский – самый возрастной во всем фильме, а актер, напротив, находится в красивой форме, вот и приходилось гримерам тратить по паре часов на то, дабы прибавить Шакурову лишние годы.

Действительно, в случае если с наружностью актеров появились кое-какие неприятности, то вот внутренне они сходу почувствовали эру. Вернее, по словам Владимира Бортко, ее и ощущать не было нужно: люди всегда однообразные.

– на данный момент я вам процитирую слова, а вы сообщите мне, в то время, когда они были написаны: «Молодежь прекратила слушаться старших. Мир идет к концу. Что мы будем делать, я не знаю». Это было написано 6000 лет тому назад на пирамиде Хеопса. Не правда ли, актуально? Человек неизменно однообразен.

Изменяется одежда, лишь и всего, а основное остается неизменным, среди них и человеческие отношения.

 Единственным актером в фильме «Петр Первый. Завещание», утвержденным на роль без кастинга был Александр Балуев, сыгравший Петра Первого.

– Петр Первый – весьма важная роль и для актера, и для режиссера. Александр Балуев выдержал важную борьбу. Я весьма доволен и радостен, что мы с ним сотрудничали. Я открыл для себя превосходного актера, вернее, я и раньше знал, что Балуев – превосходный артист, но ролей для того чтобы масштаба, в случае если я не ошибаюсь, у него еще не было.

Думаю, зрители возьмут громадное наслаждение от встречи с таким Петром Первым, – согласился «Около ТВ» Владимир Бортко.

Съемочной группе фильма удалось взять разрешение на съемки во дворцах Санкт-Петербурга. Действительно, по признанию режиссера, практически все дворцы – это новодел, в которых осталось мало настоящих примет петровского времени. Но отыскать такие места Владимиру Бортко все-таки удалось.

Не разрешили войти съемочную группу только на один исторически-значимый и самый сохранившийся объект – во дворец Александра Меншикова. Целый Санкт-Петербург поддерживал Бортко, открывая для него двери музеев, и лишь директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, в чьем ведомстве находится дом Меншикова, сообщил категорически: «Нет, это вам не киностудия».

Потерянный гроб

Для съемок фильма была изготовлена восковая кукла Петра Первого. Как раз ее вместо Александра Балуева положили в гроб, снимая сцену похорон (суеверные актеры в большинстве случаев опасаются ложиться в гроб). Во время съемок этого эпизода случился забавный случай: члены съемочной группы покинули гроб с куклой на проезжей части, а перекрывать улицу не стали, исходя из этого десятки петербуржцев имели возможность замечать императорское тело.

Кое-какие, не разобравшись в ситуации, сделали вывод, что гроб настоящий и, должно быть, выпал из катафалка на протяжении какой-нибудь траурной процессии. Очень впечатлительные стали звонить в местные газеты а также в милицию.

Домашний тандем

В этом фильме снялись совместно Елизавета и Михаил Боярская, причем играются они отца и дочь.

– Папе безумно признательна за то, что он сделал все чтобы я не нервничала, – согласилась актриса. – Опасалась, что он будет за меня волноваться, относиться ко мне весьма по-отцовски на площадке. Это мне, само собой разумеется, мало мешало бы, я бы излишне переживала. Для того чтобы не произошло: мы с папой были партнерами, сотрудниками.

Совершенно верно так же, как с Александром Балуевым либо вторыми актерами. дочерью и Отцом в привычном понимании становились лишь по окончании съемок

О чем кино?

– Меня интересовало подведение итогов жизни императора, каковые задали направление развития России, – поделился Владимир Бортко. – Петр – человек, поменявший жизнь всего отечественного народа, но меня еще интересовало да и то, кому же он все-таки страну покинул. Он не знал, кому завещать все это достаток, но я знаю, кому в итоге завещал – нам с вами, мне и вам. Вы чувствуете эту ответственность?

Я, к примеру, чувствую.

Чтобы показать эту преемственность, Владимир Бортко отправился на храбрый опыт и в одной из сцен кроме того перенес воздействие фильма в современный Санкт-Петербург: гроб с телом Петра несут по нынешнему Невскому проспекту, причем улица не перекрывалась, исходя из этого в кадре были автомобили, люди, вывески.

– Я желал вынудить всех задуматься еще раз о том, в какой стране мы живем, – продолжает режиссер, – желал донести идея: «Не думай о том, что Российская Федерация сделала для тебя, а поразмысли о том, что ты сделал для России».

«Петр Первый. Завещание» – это не историческое расследование, и под завещанием в фильме подразумевается не сама бумага. Это – знак всей России, кинутой в пропасть реформ и покинутой без правителя, талантливого продолжить дело Петра. Сценарий картины написан по книге Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим».

Перед тем как написать ее, автор 12 лет изучал архивы и историческую литературу. Мысль же экранизировать произведение пришла в голову самому Владимиру Бортко.

В центре сюжета – княжны любви Марии и история императора Кантемир. Согласно точки зрения историков, княжна была беременна от Петра, и если бы родила, то имела возможность бы стать его возможной наследницей и женой престола, но у нее произошёл выкидыш (по одной из предположений, спровоцированный Екатериной Первой и ее сподвижниками).

– Тут весьма занимательная история, – говорит о дворцовых интригах Бортко. – Дворец Петра был окружен гвардией, руководил которой Меншиков. Против Меншикова сейчас шел процесс, и не погибни Петр, через несколько месяцев Александр Данилович болтался бы в петле. Иначе, одвременно с этим шел развод с Екатериной.

Как своевременно погиб Петр!

По окончании смерти императора появилась в опале, исходя из этого жила робко, сперва в Санкт-Петербурге, после этого в Москве, обладала маленькой усадьбой в Марьино, при дворе не оказалась, замуж так и не вышла. Но Владимир Бортко, отходя и от официальной истории, предлагает собственную версию развития событий: в фильме Мария Кантемир бежит из России, и жизнь ее складывается совсем по-второму.

– Триста лет прошло, и мне сейчас тяжело сообщить, отступал я от исторической правды либо нет. Старался не отступать, но историкам, быть может, так не покажется. В итоге, запрещено любой исторический фильм вычислять точным историческим изучением, по причине того, что это неизменно драматургическое произведение, преследующее совсем другие цели.

Кино должно доставлять зрителям, в первую очередь, эстетическое удовольствие.

Негениальное кино

На отечественный вопрос, из-за чего режиссер, прославившийся восхитительными экранизациями «Мастера и» Собачьего «сердца и Маргариты» Михаила Булгакова, «Тараса» Федора Бульбы и «Идиота Достоевского» Николая Гоголя,  решил перейти от классики к историческим сюжетам, Владимир Бортко честно ответил: «Не знаю а также не желаю думать, что возможно на это сообщить». Про собственную будущую работу он робко увидел:

– Я не знаю, будет ли мой фильм очень способным, поскольку лишь  дурак может сообщить про собственный произведение, что оно очень способное, но он совершенно верно будет нужным. Мы сделали громадное дело.

P.S. Премьера картины приурочена к очередному дню рождения Петербурга.

 Кто еще игрался Петра Первого, Екатерину Первую и Александра Меншикова в русском кино?

Первым актером, сыгравшим Петра в отечественном кинематографе, был Петр Солдат в немом фильме «Петр Великий» 1910-го года. А кому еще доверяли играться этого исторического персонажа, и людей из его ближайшее окружения?

Юлия Шершакова

Инфографика Инны Розовой

Владимир Бортко — интервью


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: