Владимир бортко: «я не сто долларов, чтобы всем нравиться!»

Владимир Бортко: «Я не сто американских долларов, дабы всем нравиться!»

Русскому режиссеру Владимиру Бортко исполнилось 65 лет. 14 и 15 мая канал Россия продемонстрирует его новый фильм «Петр I. Завещание». Обозреватель «Около ТВ» встретился с режиссером, дабы поздравить его с наступающим днем рождения и расспросить о работе над новой картиной.

– Владимир Владимирович, как вы в большинстве случаев отмечаете сутки рождения?

– Никаких традиций в этом вопросе у меня нет, ежегодно это происходит по-различному. Раньше радостнее было, а со временем данный праздник делается все грустней и грустней. Но тут уж ничего не сделаешь, годы-то идут! Время от времени наблюдаешь на себя в зеркало, видишь, как постарел, всякие мысли в голову лезут…

– К примеру, идея о фильме, посвященном Петру I…

– Совсем правильно, поскольку в картине речь заходит о последних годах его жизни. Петр у нас уже не юный, одинокий и весьма усталый человек. Он еще пробует всех держать в страхе, но его никто уже не опасается.

Окружение думает лишь об одном: что будет, в то время, когда царь умрёт! В этот самый момент он встречает Марию Кантемир, девушку эмансипированную, опытную пара языков, и произошла у них любовь. Я эту историю вычитал у Даниила Гранина.

Совсем не знал о последней любви Петра Алексеевича, пологаю, что и 99 процентов зрителей также не знали, сейчас определят.

– Но кино, как я осознаю, не только про любовь?

– Очевидно, меня, первым делом, интересовали совсем другие вещи. Я снимал кино о человеке, что занимает наибольшую должность в стране. Не имеет значения, как она именуется: царь-батюшка, генсек либо президент. Он командует страной и обязан принимать решения, каковые не всегда популярны и не всегда согласуются с моралью.

Но их необходимо принимать! Как человеку жить со всем этим?! У каждого из наших правителей данный вопрос решался по-различному, и мне весьма интересно, как решал его Петр Алексеевич.

Фактически, об этом и кино!

Владимир бортко: «я не сто долларов, чтобы всем нравиться!»

– В заглавии фильма присутствует слово «завещание» – это так как завещание Петра I и нам, сейчас живущим?

– Несомненно, потому что настоящего завещание не было, как вы понимаете. Существует прекрасная легенда о том, как любимая дочь Анна поднесла ему пергамент, и слабеющей рукой Петр написал: «Покиньте все…», а дальше якобы силы его покинули, и без того и не ясно осталось, кому же он все завещает! Но это прекрасная легенда, которых в Российской Федерации довольно много, не более того. Петр умирал 13 дней, кричал благим матом, неужто за это время он не имел возможности прокричать, кому все должно достаться! Но так как не смог!

Тут весьма занимательная история. Дворец Петра был окружен гвардией, руководил которой Меншиков. Против Меншикова сейчас шел процесс, и не погибни Петр, через несколько месяцев Александр Данилович болтался бы в петле. Иначе, одвременно с этим шел развод с Екатериной.

Как своевременно погиб Петр! Но завещание он все-таки покинул. Он покинул завещание нам с вами!

Он покинул страну, покинул город Санкт-Петербург, а что с этим всем будет дальше, зависит от нас. Вот с этим посланием я и желал обратиться к нашему превосходному зрителю.

 – В современном Петербурге сложно снимать историческое кино, через чур очень сильно изменился город со времен Петра I. Как удалось совладать с данной проблемой?

– Посредством таланта: моего и тех людей, каковые совместно со мной делали данный фильм. Я 30 лет тружусь с Владимиром Светозаровым, народным живописцем России, что кое-что может в данной профессии. Я в первый раз трудился с оператором Еленой Ивановой, совсем юной для меня девушкой, ей всего 28 лет.

Благодаря таланту этих людей мы постарались сделать кино о петровской эре, как нам это удалось, делать выводы зрителю. Без сложностей, очевидно, не обошлось. К примеру, практически за день было нужно соорудить в павильоне фрагмент корабля. Изначально, мы желали снимать парусник «Седов», но он постройки 30 годов прошлого века, в том месте все металлическое.

А нужен был корабль петровского времени. В павильоне же было нужно выстроить баню. Существует баня в Монплезире, но она, во-первых, не петровских времен, а во-вторых, снимать в том месте запрещено. А баня нам была нужна, в том месте происходит один эпизод, что очень важен для фильма.

Исходя из этого я поступил, как Петр Первый, сообщив Владимиру Светозарову: «А выстрой-ка ты мне, братец, баньку!». И баня показалась, хорошая, могу вас в этом уверить!

– У вас в картине снималась Елизавета Боярская, которая сравнительно не так давно была удостоена премии «Золотой дятел» как нехорошая актриса года…

– …нехорошая?! Абсурд какой-то! Елизавета Боярская – одна из лучших молодых актрис, которых я видел в собственной жизни! А видел я их достаточно. Это актриса экстра-класса. Кому в голову пришло назвать ее нехорошей?! Но, идиотов у нас постоянно хватает! Поверьте мне, достаточно будет взглянуть фильм «Петр I. Завещание», дабы признать ее лучшей актрисой года.

Она играется последнюю возлюбленную Петра – Марию Кантемир. Рядом с ней – Ира Розанова, которой в картине досталась роль Екатерины. Это также актриса экстра-класса.

Господи, у нас столько хороших артистов, жаль, режиссеров у нас хороших мало.

– Отца Марии Кантемир выполняет отец Лизы – Михаил Боярский, что сейчас довольно часто снимается у вас. Говорят, что перед съемками «Идиота» вы кроме того дали Михаилу Сергеевичу расписку, что обязуетесь кормить и поить его до конца жизни?

– Было дело, но чего лишь не сделаешь для искусства (смеется). Мы с Мишей дружим, он превосходный – весьма броский артист, но снимаю я его лишь в тех картинах, где он мне вправду нужен. Скажем, играться большого физика-ядерщика я бы Мишу не позвал,  да, думаю, он бы и не дал согласие. А вот в том месте, где нужен темперамент, мужской стержень, Миша не имеет себе равных. Кто не забывал Келлера в «Идиоте», а Боярский сыграл его так, что сейчас его все не забывают!

А в «Тарасе Бульбе» его Мосий Шило – это же олицетворение казачества. В последней картине Миша также пришелся ко двору. Честно сообщу, с наслаждением еще бы поработал с Боярским. Мы, само собой разумеется, уже люди немолодые, но дай-то Всевышний.

Когда будет роль для Миши, я ему тут же позвоню.

– Ваши фильмы вызывают неизменно активные дебаты, не опасаетесь что и «Петра I», будут не только хвалить, но деятельно ругать?

– А чего опасаться-то, я же не сто долларов – дабы всем нравиться! Для Всевышнего, пускай будут различные оценки, но пускай люди наблюдают, исходя из этого я для и тружусь. Скажем, «Мастера и Маргариту», заметили 40 процентов населения страны! «Идиот» прошел по ТВ с рекордными рейтингам, а это по большому счету Достоевский! «Тарас Бульба» был чемпионом русского проката, обошедшим многие голливудские блокбастеры.

Так что пускай пишут, спорят, говорят. Хуже, в то время, когда молчат. Выходит новая картина, зрители ее не видели, никаких призов на фестивалях она не взяла. Спрашивается, для чего ее снимали?!

Непременно, зрительская аудитория возможно различная, но она в обязательном порядке должна быть! В противном случае для чего кино снимать, господа?!

– В одном интервью вы заявили, что «Петр I. Завещание» станет последней вашей картиной!? 

– Я, честно говоря, так и думал: «Вот доделаю “Петра” и погибну!», но не произошло (смеется). Исходя из этого будут еще фильмы, жить так как как-то нужно дальше. Необходимо думать о хлебе насущном, исходя из этого нужно будет снимать кино, больше я делать ничего не могу, к сожалению.

– Возможно, при таких условиях поделитесь с отечественными читателями творческими замыслами?

– Само собой разумеется, поделюсь, из-за чего нет! Тружусь над сценарием, что именуется легко: «Сталин». У меня в далеком прошлом существуют замыслы снять фильм об этом человеке, но лишь на данный момент я начал их реализовывать.

Не смотря на то, что, учитывая биографию главного храбреца, сделать это будет сложно. Однако попытаюсь.

– Вы взялись за эту тему, несмотря на то, что ваш дедушка был репрессирован?

– Оба деда, дедушка по отцовской линии расстрелян во второй половине 30-ых годов XX века, а по материнской – погиб в лагере либо в колонии, правильного места и времени мы так и не определили, но… Вспомните, например, Французскую революцию. Господи, сколько голов было отрублено!? Что в том месте вытворяли эти революционеры во главе с Робеспьером!? Но это не мешает французам ежегодно справлять сутки взятия Бастилии как национальный праздник. Они не отказываются от собственного прошлого, и мы не должны этого делать.

А кто таковой Сталин для России? Он и Петр I оказали на историю нашей страны громаднейшее влияние, как мне думается. Первый создал государство, в котором мы живем, а второй продолжил его дело.

Как возможно пройти мимо таковой личности? Исходя из этого и пишу сценарий о Сталине, но в то время, когда дело дойдет до кино, и дойдет ли по большому счету, неизвестно!

– Ну а мечта у вас имеется?

– В политике весьма интересно было себя попытаться. Желаю реально что-то поменять в жизни нашей страны, так так как не берут. Я кроме того баллотировался в государственную думу, но не прошел. В  профессии хотелось бы еще что-то сделать, коль я этим занимаюсь.

К примеру, снять Джеймса Бонда, я не шучу. Весьма интересно было поработать на Западе, но снять в том месте какую-то русскую историю. Но, дабы трудиться с их материалом, необходимо в том месте появиться и жить, по данной причине ни один из отечественных режиссеров так и не смог добиться успеха на Западе. Да большое количество чего хотелось, только что толку об этом сказать…

Константин Гаврильчик, Петербург

Петр Первый. Завещание. Серия 2 (2011) @ Русские сериалы


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: