В «олимпийском» похоронили виктора цоя

В «Олимпийском» похоронили Виктора Цоя

30 сентября в «Олимпийском» вспоминали Виктора Цоя. Концерт, посвященный 50-летию культового музыканта, должен был стать одним из самых заметных культурных мероприятий осени. Но еще за десять мин. до начала по безлюдным трибунам огромного стадиона гуляло эхо, и кое-какие зрители шептались: «В случае если зал так и не заполнится, значит Цой погиб».

Зал так и не заполнился… Но, это не единственная обстоятельство, по которой на долгожданном концерте было нужно констатировать смерть кумира, а вместе с ним и всего того, что принято именовать русским роком.

Первый громадный концерт каверов на песни «Кино» прошёл в 2000 году, в год десятилетия со дня смерти Цоя. Тогда его вдова известный рок и Марьяна-деятель Игорь Гудков задумали записать трибьют «Кино». Он складывался из двух частей, и в записи участвовали все самые известные в то время музыканты: «Пикник», Земфира, Юлия Чичерина, Вячеслав Бутусов, «Мумий Тролль», «Аквариум» и другие.

Выход трибьюта ознаменовался двумя громадными концертами в Санкт Петербурге и-Москве, каковые стали настоящими событиями в русском рок-судьбы. Тогда многие музыканты пополнили собственный репертуар новыми хитами: к примеру, «Мумий Тролль» попал в радиочаты с «Восьмиклассницей», Zdob si Zdub и вовсе влетели во всех хит-парадах СНГ с «Видели ночь» и до сих пор играются ее на каждом собственном концерте.

Историю постарались повторить спустя десятилетие — на концерте «20 лет без «Кино». Действительно, к тому времени погибла Марьяна Цой, большая часть рок-деятелей цоевской эры отошли от дел, и организацией концерта занялось опытное концертное агентство. Но мероприятие все равно стало событием и прошло при аншлаге.

Переполненный «Олимпийский», три сцены, опыты оркестра «Глобалис», игравшегося симфонические предположения цоевских песен, заряженные азартом музыканты, среди которых были и те, что выступали на «КИНОпробах», и те, что вошли в музыкальную судьбу страны сравнительно не так давно… Все это казалось свежим и необыкновенным, да и сами песни Цоя в новом прочтении звучали весьма интересно и смело.

С момента концерта «20 лет без «Кино» прошло всего два года. И вот новое мероприятие: опять «Олимпийский», опять три сцены, опять «Глобалис», опять только хедлайнеры отечественной рок-сцены на афишах, и… безлюдные трибуны. Сцена перекрывала арену только на треть, на верхние и боковые секторы билеты не продавались, и все равно трибуны были заполнены только наполовину.

Стоит дать должное организаторам, каковые, зная о том, что посещаемость рок-концертов быстро снизилась, все равно рискнули совершить это мероприятие в «Олимпийском»: все-таки Виктор Цой хорош лучшей концертной площадки. Организаторы сделали все, что имели возможность, чтобы почтить память кумира с заслуживающим его размахом.

Два года тому назад группы стремились вкладывать в привычные всем хиты собственный самобытное «я», и это не имело возможности не привлечь интерес. В данный же раз аналогичных опытов было мало. Открывал концерт Noize MC. Два года тому назад он уже поразил поклонников Цоя смелой трактовкой песни «Кино», выполнив «Мы желаем танцевать» в растаманском стиле.

Сейчас он снова спел «Мы желаем танцевать», сопроводив ее уникальным речитативом о неизбежном взрослении каждого человека. Вторым же кавером стал «Троллейбус», и снова Noize отважился на опыт, сделав весьма современную аранжировку со скретчами и другими диджейскими «фокусами».

В «олимпийском» похоронили виктора цоя

Необыкновенное выступление оказалось у Ольги Кормухиной, которая не побоялась выбрать для собственного сета неизвестную лирическую песню Цоя «Стань птицей»:

— Быть может, вы услышите эту песню в первый раз, — обратилась Кормухина к залу. — Она не была хитом, но как раз в ней я услышала душу Виктора Цоя, и он мне стал роднее.

А вот второй песней, выполненной Кормухиной, стала «Кукушка». Певица назвала ее молитвой поколения, спела с неординарным надрывом, доходящим до хрипоты, и согласилась, что русский человек по большому счету обожает поорать и обожает песни Цоя за то, что они прекрасно «орутся». Действительно, Кормухина забыла во втором куплете текст, но не растерялась и внесла предложение зрителям подхватить слова.

Несколько Louna, узнаваемая бескомпромиссным протестным творчеством, также постаралась переосмыслить песни Цоя и сделать их еще созвучнее сегодняшнему дню. Для собственного выступления музыканты выбрали композиции-гимны «Дальше функционировать будем мы» и «Изменений», каковые в современной тяжелой, драйвовой, практически маршевой аранжировке, вправду, звучали как хиты сегодняшнего дня.

— Благодарю огромное Виктору Цою за то, что он много сделал для идеи и рок-культуры. Эти песни актуальны всегда. Благодарю вас, что держите их в собственном сердце, — обратилась к слушателям вокалистка группы Лусинэ Геворкян.

По окончании выступления «Около ТВ» задал вопрос Лу, считает ли она Виктора Цоя пророком:

— Во многих песнях группы «Кино» любой видел и слышал собственный, исходя из личного восприятия и ситуации. Я неоднократно просматривала в его интервью и видела его цитаты об этом, исходя из этого мне сложно дать согласие с таким определением. Для каждого определенная песня «Кино» возможно пророчеством, ассоциацией, настроением… Но тот факт, что «мастерство предвосхищает историю», непременно отрицать запрещено.

— Вероятно ли в наши дни и в отечественных музыкальных и социальных реалиях появление таковой фигуры, как Виктор Цой? —  Думаю, уже нет. И дело не столько в талантах, скорее — в информационном перенасыщении. И музыка не исключение. То, за чем раньше приходилось гоняться, искать, выкупать и перезаписывать, сейчас отовсюду, в любом качестве, совсем безвозмездно и в нереальных количествах.

Что-то стоящее может показаться, но стадионных храбрецов мы больше не заметим. Но, быть может, услышим.

Зажигательно выступил и «шут и Король», действительно, несколько выбрала для выступления ту же песню, которую пела на «КИНОпробах» двенадцать лет тому назад, — «Смотри за собой». В их выполнении в полной мере спокойная философская песня из последнего альбома Цоя превратилась в бойкий психотерапевтический ужастик, а Горшок, по собственному обыкновению корча ужасные мины, изображал на сцене то ли зомби, то ли психа. Он, кстати, снова поменял имидж: отрастил волосы и усы, а на сцену вышел без маскарадного костюма — в несложных штанах и в толстовке с изображением Сида Вишеса.

Выступил в «Олимпийском» и отколовшийся недавно от «шута и Короля» Андрей Князев. Он поразил не столько выступлением, сколько выбором композиций, сыграв каверы «Саши и» Невесёлой «песни», каковые не так довольно часто перепевают современные музыканты.

«Около ТВ» пообщался с Андреем Князевым перед концертом:

— Андрей, как вы познакомились с творчеством Виктора Цоя и вычисляете ли его музыкантом-пророком?

— по поводу пророка — мне кроме того в голову подобное не приходило. С творчеством Виктора Цоя я познакомился в пятнадцатилетнем возрасте. Это было в деревне.

Кто-то из друзей притащил магнитофон, звучала «Несколько крови». И я начал заслушивать эту кассету «до дыр».  — Как относитесь к попыткам придать песням Цоя новое звучание?

— Я, само собой разумеется, считаю, что необходимо максимально сохранить ту воздух, которая была заложена автором. Людям не нравится, в то время, когда их песни переделываются до неузнаваемости.

— Вероятно ли, на ваш взор, в наши дни, в нынешней рок-музыке, появление таковой фигуры, как Виктор Цой?

—  Увы, приятели мои, но двух однообразных людей не бывает. Ниша, которую занял Виктор Цой, уже не сможет принадлежать кому-то второму. А вот другие сильные фавориты рок-н-ролла, я думаю, будут оказаться еще неоднократно.

Пожалуй, на этом опыты и закончились. «Пикник» вышел на сцену с приевшимися «Алюминиевыми огурцами» и безэмоциональной «Это не любовь», Zdob si Zdub в очередной раз сыграли набившую оскомину «Видели ночь», «Кукрыниксы» — звучащие на каждом фестивале «Скорбь» и «Кончится лето».

Но, и заезженные песни возможно было выполнить с огоньком. Пример — несколько F.P.G., которой постоянно удаются каверы. «Ночь» и «Легенда» держатся в их репертуаре так в далеком прошлом, что кое-какие юные слушатели уже не принимают эти песни в цоевском выполнении. Вот и сейчас, не мудрствуя, нижегородские панки сыграли эти каверы и снова положили в них какую-то собственную, обречённость и личную боль.

В целом же складывалось чувство, что современным музыкантам больше нечего сообщить о Цое, и что они вечно устали от самих себя и от концертов. Мало контактировали с залом, выходили на сцену без азарта и огня, мало двигались и не пробовали удивлять. Ответом на это было молчание полупустого зала: зрители на трибунах кроме того не пробовали вскакивать со собственных мест и подпевать, скучали, уткнувшись в телефоны, а многие и вовсе уходили, не ждя финиша.

Не расшевелило воскрешение и «зал» Цоя в лице группы «Виктор», вокалист которой и снаружи, и голосом весьма похож на фаворита «Кино». Он игрался хиты, а трибуны молчали . «Отрывался» на этом концерте лишь партер, что заполнен был полностью. По всей видимости, в том месте собрались самые верные поклонники как русского рока в целом, так и Цоя в частности.

В то время, когда два года тому назад подобный концерт закрывал Вячеслав Бутусов, выполняя «Звезду по имени Солнце», а на экранах крупным планом показывали выбирающего струны Юрия Каспаряна, зал стоял, а также у большинства мужчин наворачивались слезы на глаза. Сейчас же под песни Бутусова зрители разбегались: успеть в гардероб было серьёзнее, чем дослушать «Звезду по имени Солнце» до конца. Но, и сам Бутусов, вышедший в строгом костюме, казался усталым и холодным. Возможно, он выполняет эти песни через чур довольно часто…

Совсем же поклонников Цоя «добило» выступление диджея, что вместе с оркестром «Глобалис» пробовал делать ремиксы на хиты Цоя. Юноша с наружностью метросексуала, виляющий бедрами под «Кукушку и» Группу «крови», по всей видимости, должен был показать, что Цой предельно современен и актуален кроме того на данный момент. Но не все зрители были так же актуальны и современны: диджейские сеты они встретили с удивлением.

Пускай эта музыка звучит в клубах, но на рок-концерте она была лишней. В отличие, кстати, от «Глобалиса», что, как неизменно, радовал симфоническими аранжировками, передающими всю глубину цоевского творчества.

Равнодушие — вот основная оценка прошедшего концерта, что по всем правилам должен был стать грандиозным событием, поскольку по оформлению и организации это было вправду хорошее масштабное воздействие. Возможно, как заметил бас-гитарист группы Louna Вит, рок через чур состарился: большая часть «старичков» устало от музыки и больше не имеет возможности зажигать, но наряду с этим отказывается уступать собственный теплое место новому поколению музыкантов. Зритель ощущает это и перестает ходить на концерты.

Увы, то, что у нас именовалось русским роком, наверное, впадает в состояние глубокой комы, а вместе с ним и фраза «Цой жив» теряет актуальность , поскольку к живым не относятся так равнодушно.

Юлия Шершакова Фото Лилии Шутовой

Кино (Виктор Цой) — Концерт в Олимпийском Москва 1990 (без логотипа 1 канала)


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: