Смоктуновский как джулия ламберт

Смоктуновский как джулия ламберт

Смоктуновский как Джулия Ламберт

Из крестьян — в аристократы.

В лучшие годы его актерской кронкой были нефальшивые «общечеловечные» (а не сугубо советские) интеллигенты — с их экзистенциальной силой, но и с земными, иногда забавно-милыми изюминками. Будь то циничный, но и ребячливый остроумец физик Илья из «Девяти дней одного года» либо нелепый, сверхпорядочный математик-меломан Фарбер, защищавший Сталинград в фильме «Воины». Любимцем же народа сделал Смоктуновского добропорядочный жулик Деточкин из «Берегись автомобиля», а мировое признание принес интеллектуал Гамлет.

Иннокентий Смоктуновский — это как совокупность Станиславского. Помой-му атавизм, над которым многие иронизируют, но отменить данный атавизм никому не под силу. Кстати сообщить, не смотря на то, что в последние годы судьбы артист трудился в колыбели данной самой «совокупности», другими словами во МХАТе, но к фактически хорошей способе лицедейства не имел ни мельчайшего отношения.

Прославленный Гамлет из одноименного фильма Козинцева, казавшийся восхищенным чужестранцам знаком русской психотерапевтической школы, на деле был самоучкой. Из красноярского театрального училища юного Иннокентия вышибли за драку, и больше он никуда не поступал. (Кстати, факт молодецкого мордобоя не вяжется с образом человека не от мира этого, каковой культивировался артистом на старости лет. Но, наверное, эта манера была притворной, потому, что, по словам одного из друзей молодости, еще смолоду Иннокентий Михайлович обожал прикидываться.) По поводу недополученного образования имеется и вторая версия: Смоктуновский был страшно скован и из студии изгнан за профнепригодность…

Как ни необычно, патентованный экранный «интеллигент» был родом из деревенской семьи, чудесным образом перебравшейся в голодный год в город Красноярск, где удалось выжить. Его папа отыскал работу грузчика в красноярском порту, а матушка — сытную должность на колбасном заводе. (Необходимо же было кормить ораву отпрысков!) Что касается дальних предков, то существует легенда, словно бы прадед артиста был егерем-поляком по фамилии Смоктунович и в Сибирь был сослан из Беловежской пущи за, что именуется, внеплановый отстрел зубра, то бишь за браконьерство.

Но, сам Иннокентий Михайлович почему-то именовал себя кроме того не поляком, а белорусом. В любом случае природным аристократизмом (каковой критики со временем нашли в даре артиста наровне с его же язвительным сарказмом, иронией а также мужественной простотой, не говоря уж о «самопожертвовании») от родословной Смоктуновского кроме того не пахло.

На заре туманной молодости увлечение театром не помешало Кеше поучиться на киномеханика а также на фельдшера. Но все же лицедейство перевесило. Действительно, дебют по объективным обстоятельствам был отодвинут на пара лет: началась война. Собственную солдатскую эпопею Смоктуновский закончил в Гревесмюлене под Берлином — причем на фронте не взял (равно как и в партизанских лесах) ни единой царапины.

Похоже, его вела и защищала некая сверхъестественная сила. По крайней мере, в годы актерского успеха сам артист эту версию весело пропагандировал.

Столичные штучки

Дабы добиться безоговорочного признания, отечественному храбрецу было нужно изрядно помучиться: в годы легкомысленной безвестности Смоктуновский большое количество скитался по периферийным театрам. Кстати, в Норильске, куда он добровольно уехал (и где, кстати, поменял фамилию «Смоктунович» на общеизвестную — не то ввиду кампании против космополитизма, не то дабы не загреметь в лагерь, потому, что побывал в плену), юный артист познакомился со ссыльным Георгием Жженовым.

А Жженов со временем сподвиг друга выбраться из данной дыры, потому, что «Сталин уже откинул копыта», соответственно, опасаться было нечего. Больше того: Георгий Степанович написал Кеше рекомендательное письмо к Аркадию Райкину, с которым сам-то был накоротке: в институтском общежитии оба принадлежали к одной ватаге хулиганов и озорников. Но, ехать в Ленинград Смоктуновскому все равно было не на что.

И тогда тот же Жженов одолжил 15 тысяч «оборотного капитала» на приобретение фотоувеличителя и штатива, выдал в аренду остальные причиндалы и научил, как получить нелегальным бизнесом -фотографией. 14 дней спустя довольный Смоктуновский, разбогатев, возвратил деньги и в единственном лыжном костюме отправился покорять Питер. Увы — сходу не получилось, и он был в Махачкале, позже поработал в Сталинграде, где ненадолго женился на актрисе Римме Быковой. (В случае если кто не забывает фильм «Дневной поезд» о том, как храбрец Валентина Гафта ездил из Москвы в Питер неудачно свататься к героине Маргариты Тереховой, то милую зануду — матушку героини — сыграла в нем как раз Быкова.) Альянс Быковой и Смоктуновского был недолговечным, но дамы постоянно любили Иннокентия Михайловича.

Но непременно все дороги приводят в Москву. Вот и Смоктуновский добрался до столицы. Тут будущий кумир обегал пара театров (ночуя наряду с этим на подоконнике одного из домов на Кропоткинской). Но все, чего добился, — это разовые выходы в Ленкоме.

Действительно, как раз в костюмерных мастерских театра он встретил красавицу Суламифь. Бесстрашную Соломку (так он стал ее именовать) не отвратила аура неминуемой нищеты, овевавшая образ мечтательного бродяги актера. Она стала его женой, дала пристанище (а основное — столичную прописку!) и родила двоих детей — Машу и Филиппа.

Да к тому же — как небезосновательно уверяют опытные люди — обеспечила мужу успешный быт, предоставив полную свободу творчества. Весьма похоже, что именно Соломка «сделала» его собственными рекомендациями, быть может, и непререкаемыми распоряжениями.

То ли личная влюбленность в сочетании с заботой подруги так подействовала на легкомысленного дервиша, то ли легко время пришло, а лишь отечественному храбрецу нечеловечески повезло и в профессии. Товстоногов забрал Смоктуновского на роль Мышкина в спектакле БДТ «Идиот». Так на Иннокентия Михайловича упала слава.

До тех пор пока — в одном раздельно забранном городе Ленинграде (по окончании киношного «Гамлета» это произойдёт и «в мировом масштабе»). Кстати, неправда, что Товстоногов где-то его заметил: артист, репетировавший безукоризненного князя, и было нужно искать замену. Смоктуновского порекомендовала помощница режиссера с «Ленфильма».

Он показался — и подошел. Целый Питер позже бегал наблюдать на неслыханно одаренного новичка.

Неординарно чувствительный, артист примерил на себя образ Мышкина и больше данной личины уже не снимал. Ни на сцене, ни в жизни. Этакая голубиная кротость, иррациональная странность, свойство сказать негромким голосом (но так, что все прислушивались), отвечать на вопросы только рассеянной ухмылкой, словно бы мысли его витают в горних высях — все эти актерские приемы стали фирменными чертами маски, которая со временем, думается, срослась с его подлинным лицом.

Потому как, если бы не срослась, то имел возможность ли бы он на полном серьезе отождествляться со собственными фантомными персонажами, ощущая себя их делегатом в настоящей судьбе? Имел возможность ли риторически вопрошать интервьюеров: «Стоит представить: что такое было в этих персонажах, не будь в них моей жертвенной сути, природы самозабвения и исповедальности»?

Забавно, что за собственных отрицательных храбрецов артист иногда впадал прямо-таки в публичное покаяние, доверительно информируя интервьюерам, словно бы сам он, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, ничем не лучше, например, монстра Иудушки Головлева. Как видим, артиста не только вело по судьбе загадочной внешней силой, но иногда несло — в словесном отношении. Несравненный Иннокентий Михайлович договаривался до того, что действительно связывал точное существование в образе с болями в затылке «от принудительного принуждения» а также с «оголенным ощущением стенок собственного желудка».

Причуды гения

Преисполненный сознания высокой миссии и свято уверовавший в собственную гениальность, данный необученный самородок имел возможность кроме того худруку МХАТа Ефремову, пригласившему его на священные подмостки, нежно заявить, что, дескать, Олег-то Николаевич — актер хорошей, но уж сам Смоктуновский — так легко космический! Смотрелось все это диковато, но в некоем смысле было объяснимо.

Так как в то время, когда на фронте Смоктуновского контузило и засыпало почвой, то, чудесным образом возвратившись к судьбе, он прекратил выяснять себя в зеркале: ему все казалось, что видит кого-то другого. В полной мере возможно, что и личный успех он как бы замечал со стороны. Другими словами непререкаемым авторитетом и священным оракулом ощущал себя не он, Кеша Смоктунович из Томской губернии, а тот самый двойник — загадочный и добропорядочный Иннокентий, за которым Кеша с удивлением замечал в зазеркалье еще во времена собственной контузии…

Найдя, что о гениальности этого серьёзного гражданина критики пишут открытым текстом, Смоктуновский испытал в полной мере простительное, но неотвязное желание приобретать от его лица вторых артистов. Конечно, нужные рекомендации гения мало кого умиляли. К примеру, Нахапетов говорит, что Иннокентий Михайлович весьма желал выполнить роль Каренина в фильме Зархи.

А в то время, когда она досталась высококлассному вахтанговцу Николаю Гриценко, начал захаживать на съемочную площадку и поучать Николая Олимпиевича, как нужно играться, пока тот не выдворил «ментора» из павильона. Так что десять лет, начиная с 67-го года, эти артисты между собой не говорили. А помирил их хитростью тот же Нахапетов на своем фильме с символическим заглавием «Неприятели»: каждому сказал, какие конкретно комплименты якобы расточает в его адрес «недруг».

Конечно, оба растаяли.

Об эксцентричности Иннокентия Михайловича возможно слагать легенды. В действительности: «Кто заставлял его убирать вместо дворника снег в собственном дворе по утрам? Для чего искал и привез, а позже волок через всю отечественную поляну перед домом на Икше громадный камень на собственную клумбу; а позже, в то время, когда клумбу „запретили“, увез данный камень с поля? Да пускай бы и оставался в том месте. Что заставляло его браться за самую тёмную работу?» — вспоминает Алла Демидова.

Та же Демидова, с почтением и нежностью написавшая о Смоктуновском целую книгу, признает, что в его словах была уйма противоречий. И вправду: переменчивый, как ночное светило, артист-легенда в различных предположениях одних и тех же событий реагировал на них неодинаково. Скажем, иногда вспоминал, как был растроган, появлявшись через пятьдесят лет в родной деревне Татьяновке: его словно бы бы умилила масса людей расплодившихся за годы разлуки родственников, вышедших ему навстречу.

Но в другом случае признавался, что впал в раздражение, в то время, когда орава внучатых племянников нарекла его, в ту пору пятидесятилетнего, «дедушкой». Кстати сообщить, одна из деревенских родственниц артиста как-то проговорилась, что, за неимением громадной фотографии земляка, масса людей родичей вышла тогда встречать Смоктуновского, вооружившись портретом… Александра Калягина. Что, само собой, не имело возможности не задеть трепетного самолюбия артиста.

Бытует вывод, что погиб Смоктуновский по причине того, что не долечился по окончании микроинфаркта: надорвался, преждевременно отправившись на съемки. Причем злопыхатели утверждают, словно бы артист не отказывался ни от какой работы, потому, что был патологически скареден. Неизвестно, имеется ли в этих слухах хотя бы часть правды, но весьма похоже, что, если бы Смоктуновскому и вовсе не платили, он продолжал бы актерствовать задаром.

Такова уж прихотливая природа русского Гамлета. В отличие от собственного шекспировского прототипа, что перед смертью скинул-таки маску малахольного шута, Иннокентий бездны «и Михайлович мрачной на краю» от сладостного лицедейства не отступился.

Коллеги об артисте:

Светлана Светличная, актриса:

— Я весьма жалею о том, что мне не довелось сыграть со Смоктуновским ни в одном фильме. И эта возможность уже не представится. Я общалась с ним лишь один раз, весьма в далеком прошлом — где-то в первой половине 70-ых годов XX века.

Мы встретились на отдыхе в Пицунде. не забываю, что я угощала Иннокентия Михайловича чаем с молоком, мы разговаривали.

Что я могу сообщить о нем как о творце? Так самобытного актера для того чтобы уровня у нас уже больше ни при каких обстоятельствах не будет… Мне ни при каких обстоятельствах не надоест производить перерасмотрение фильмы с его участием. Может, это не наилучшее сравнение, но Смоктуновский был для русского кино как Пушкин для отечественной поэзии. Я не могу заявить, что обожаю какой-то один из фильмов с участием Смоктуновского.

Я обожаю его как актера, а это значит, что мне близки все его роли. Творческий и актерский дух ни при каких обстоятельствах не умирает, он всегда живет. Исходя из этого Смоктуновский как актер все равно жив…

Нина Русланова, актриса:

— Что я могу сообщить о Смоктуновском? Он гений — по-моему, это очевидная вещь. По окончании его смерти кто-то из актеров сообщил: «Погиб король!» Тут кроме того добавить нечего… Я ничего не могу выделить из его работ. Все роли, сыгранные Иннокентием Михайловичем, очень способны, кроме того маленькие.

Любое его появление на экране — это шедевр. Больше мне нечего сообщить…

Евгений Данилец, зритель:

— Мало актеров, каковые вошли в историю кино. Кого я могу назвать? Баталов, Миронов, Папанов… Иннокентий Смоктуновский — это целая эра. Он в чем-то определял «лицо кинематографа» пара десятилетий.

Сказать о том, какие конкретно фильмы с участием этого актера нравятся, а какие конкретно не весьма, я считаю по большому счету некорректно. Могу лишь сообщить о том, какой фильм произвел большее чувство. Из комедий — «Берегись автомобиля», «Мертвые души» — из катастроф.

Жаль, что кроме того очень способных актеров забывают. У меня имеется ребенок, ему семь лет. Хотелось бы, дабы он также Смоктуновского знал. В противном случае уходит эра, изменяется время, и забывают любых актеров, как бы известны они не были при жизни…

Ия Саввина, актриса:

— О Смоктуновском я не могу сказать мало. О нем нужно сказать либо большое количество, либо ничего. Не желаю «поверять алгеброй гармонию», но творчество Смоктуновского — это гармония. Мы, актеры, играем разные характеры. Он игрался это — и еще мало. Это «мало» и имеется самое драгоценное и непонятное в его творчестве. Исходя из этого все роли Смоктуновского бьют по одним струнам сердца и заставляет звенеть и дрожать другие.

Одна из лучших его ролей — князь Мышкин. Игрался ее Смоктуновский в 50-х годах в ленинградском Громадном драматическом театре. Я по себе знаю, что весьма сложно ставить в кино либо в театре Достоевского.

А в то время, когда Смоктуновский игрался Мышкина, то литературный храбрец куда-то пропал и показался человек. Кстати, многие критики Смоктуновского тогда за это упрекали.

Весьма в далеком прошлом я поинтересовалась у Иннокентия Михайловича, не помню, по поводу какой роли: как он так играется? Вопрос, как на данный момент осознаю, — глупее не придумаешь. Он захохотал и сообщил: «Я умный!» Я пологаю, что Смоктуновский владел своим собственным секретом профессии. Он сказал: «Роли нужно играться от вкуса». Возможно, это значит, что от интуиции актера, по воодушевлению.

Дабы не образ властвовал над актером, а актер над образом. Это смогут немногие.

Римма Маркова, актриса:

— Первый раз я заметила Кешу в драматическом театре города Махачкалы, по-моему, в пятидесятом году, где я и мой брат Леня гостили у отечественных своих родителей — актеров того же театра. Смоктуновский нас поразил! Как он игрался в «Ревизоре!» Для того чтобы Хлестакова мы еще не видели. Я и Леня пересмотрели все постановки театра, где был занят Кеша.

Я видела актерские свойства Смоктуновского, да и не я одна. Но тогда это был провинциальный актер без какой-либо важной актерской школы. В то время жил Кеша весьма бедно.

не забываю, Смоктуновский подрабатывал фотографией — снимал всякие торжества, делал портреты людей. На этом тогда возможно было получить, поскольку актерам платили копейки…

Создатель: Татьяна Рассказова

ТЕАТР (1978)


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: