Слезы и любовь евгения евстигнеева

Слезы и любовь евгения евстигнеева

Слезы и любовь Евгения Евстигнеева

Довольно часто по окончании спектакля Евгений Александрович признавался, что обижен собственной игрой. А ведь всего лишь за пятнадцать минут до этого коллеги и зрители видели на сцене полностью очень способного актера. Он же думал, что применял собственный творческий потенциал в лучшем случае наполовину.

О судьбе великого русского артиста говорит Ольга Лобанова.

Закономерная случайность

Он стал актером случайно. В 14 лет ему, как и многим паренькам из рабочих семей (отец — металлург, мама — фрезеровщица) в армейские годы, было нужно подняться к станку. По окончании Победы в свободное от работы время 18-летний Женя «стучал» на ударных инструментах в оркестре кинотеатра в собственном родном Неприятном. Одаренный артистизмом и прекрасным чувством ритма, он это делал так мастерски, что зрители волей-неволей наблюдали лишь на него.

Тогда-то харизматичного барабанщика и увидел ректор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. «Юный человек, не желаете ли вы стать драматическим актером? — дождавшись окончания выступления, внес предложение он. — Вот мои координаты, я вас ожидаю у себя». И Лебский протянул Евстигнееву бумажку с адресом.

Женя растерялся: во-первых, размер стипендии не шел ни в какое сравнение с заработной платом слесаря на заводе; во-вторых, мама точно будет против. Его старший брат (по отцу) в свое время уже поступил на работу в местный театр, а позже провалился сквозь землю бесследно. И кое-какие говорили, что тот провел остаток своих дней за решоткой.

Это происшествие так напугало Марию Ивановну, что собственного сына она бы не разрешила войти в актеры ни за что. Однако Женя решил рискнуть: выучил басню, отправился на экзамен и… выдержал его с блеском.

В первый раз заметив сына на сцене, мать примирится с его выбором, а через пара лет кроме того станет соучастницей одного заговора. Он-то и откроет Евстигнееву дорогу в Москву.

Солнце по имени Евстигнеев

А было так: по окончании окончания училища Евстигнеев взял распределение во Владимир, в местный драмтеатр. В том месте он счастливо проработал три года, сыграл более двадцати ролей, но, как и все провинциальные артисты, безудержно грезил о столичных подмостках. Управление театра, очевидно, отпускать гениального актера в Москву не планировало и шепетильно пресекало все его попытки «вырваться».

Тогда Евстигнеев, договорившись с мамой, попросил отпуск, дабы съездить на родину — проведать захворавшую родительницу. Руководство тут же позвонило в Неприятный. «Да-да, болею я, ой болею, — подтвердила Мария Ивановна. — Отпустите сыночка…»

А сыночек тем временем уже брал билет до Москвы. В Школу-студию МХАТ некрасивого, уже лысеющего абитуриента 28 лет от роду забрали сразу же на второй курс. По окончании окончания его пригласили во МХАТ, но в том месте он проработал всего пара месяцев. Шел 1956 год. Театральная Москва начала хрущевской оттепели бурлила дерзкими планами и идеями.

Несомненным фаворитом театрального реформаторства стал Олег Ефремов — «основной режиссер» в жизни отечественного храбреца.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Ефремов открывает собственный театр «Современник», и Евстигнеев сразу же переходит в его труппу. Но первую ключевую роль тут он возьмёт лишь через четыре года — в спектакле по пьесе Евгения Щварца «Обнажённый король». Эта постановка произведет настоящий фурор, зрители будут ночевать на раскладушках у кассы, а перед представлением — судорожно размахивать у театрального подъезда плакатами «Куплю лишний билет». «Евстигнеев попал на роль Короля и занял сходу то место, какое солнце занимает по отношению к вторым планетам, около него кружащимся, — увидит позднее Олег Табаков. — Он был актерским солнцем отечественного театра».

Звездой же общего масштаба Евстигнеев делается в 1964-м — сыграв роль директора пионерлагеря Дынина в комедии Элема Климова «Вам очень рады, либо Посторонним вход воспрещен». С того времени предложения о съемках от лучших режиссеров страны будут направляться одно за вторым.

Наряду с этим по «вине» острой характерности и своеобразной внешности Евстигнееву будут редко предлагать роли главных героев, но уже одно появление его в кадре заведомо начнёт обеспечивать успех всему фильму. Эльдар Рязанов, неоднократно приглашавший актера в собственные картины, сообщит по окончании его смерти: «Евстигнеев был актером за гранью моего понимания».

Амурный треугольник

За внутреннюю красоту (необычайную нежность, обаяние и чуткость) неказистого Евстигнеева будут обожать самые гениальные и броские дамы. Первой его женой станет однокурсница Галина Волчек — единственная дочь известного оператора Бориса Волчека. Провинциала в лиловом костюме на вырост и бабочке поверх летней рубахи по первому впечатлению в культурной семье невесты примут без восхищения.

Но Галя вопреки воле отца все-таки выйдет за Евгения замуж и уйдет из отчего дома скитаться по съемным квартирам. Галина Борисовна так позже растолковывала собственный выбор: «Меня завлекала его внутренняя незащищенность. Я испытывала в некоем роде и что-то материнское.

Но самым ответственным было для меня то, что я сходу заметила в нем громадного артиста, а потому личность».

Их сыну Денису было четыре года, в то время, когда влюбчивый Евстигнеев действительно увлекся молоденькой и весьма прекрасной актрисой «Современника» Лилией Журкиной. Она ответила на его эмоции, не смотря на то, что также была несвободна (мужем Лилии был скульптор Олег Иконников). Но произошло то, что произошло. «Женя вел себя достаточно тактично, дабы сохранить отечественные отношения.

Но я сама их порвала, — говорила в одном из интервью Галина Волчек, — собрала его вещи, еду, позвала в отечественный номер гостиницы («Современник» был тогда на гастролях в Саратове) даму, с которой, как мне казалось, Женя виделся, и  сообщила: «Сейчас вам не придется никого обманывать». Они останутся приятелями окончательно. Волчек будет готовить дочь Евстигнеева Машу — Марию Селянскую (Евстигнееву) — к  поступлению в Школу-студию МХАТ, после этого заберёт ее к себе в «Современник».

Вторая попытка. Неудачная

У Лилии Журкиной актерская будущее сложится неудачно. Ей нужно будет уйти из «Современника» — двум женам Евстигнеева будет тесновато в одном театре. Затем семь лет она просидит с ребенком дома, только иногда снимаясь в кино. В то время, когда Евгений Александрович перейдет во МХАТ, Ефремов согласится принять в его жену и труппу.

Но… у Лилии найдут важное неврологическое заболевание. Она начнет выпивать (еще и от зависти к удачам мужа). Валентина Талызина, дружившая с Журкиной, как-то вспоминала: «Ей было весьма не очень приятно (по-моему, это вылилось в какой-то комплекс), что Женя имел фантастическую славу, а она, прекраснейшая дама (она вправду была неординарно хороша в юности, такая американка, Дина Дурбин), оставалась как бы в стороне.

Тем более что с болезнью и возрастом она утрачивала шарм и весьма быстро реагировала на то, что к Жене все тянулись, желали с ним общаться. Лиля его все время подкалывала, задевала. Но  он терпеливо все сносил, старался не подмечать ее подковырок». В  1986  году Лилия Журкина скоропостижно уйдет из  судьбы.

Появившиеся слухи о суициде ни дочь Маша, ни замкнутый от природы Евстигнеев не подтвердят.

Счастье на двоих

За Ефремовым, ушедшим из «Современника» во МХАТ, на отвлечённую сцену ступил и Евгений Александрович. «Актеру весьма тяжело отыскать собственного режиссера, а в то время, когда уже отыскал — не хочется его терять» — так растолковывал в первой половине 70-ых годов двадцатого века собственный поступок Евстигнеев. Во второй половине 1980-х, в то время, когда Ефремов совсем превратился в «театрального максималиста», в их отношениях наметился разлад.

Но уйдет Евстигнеев только по окончании того, как в 1988  году режиссер, не поразмыслив, сообщит ему, только что пережившему второй инфаркт: «У нас же театр, производство — в случае если не легко, уходи на пенсию». Позже Ефремов будет просить прощения, просить, дабы остался. Но актер не поменяет собственного решения и будет доигрывать тут только ветхие пьесы.

Это тяжёлое время — инфаркт, смерть матери, позже жены, разрыв с Ефремовым — закончится для Евстигнеева нежданным и негаданным счастьем. Среди собственных студентов он встретит будущую третью жену — Ирину Цивину. Сначала многие не могли поверить, что эти двое друг друга.

Говорили, что, дескать, девчонка (отличие в возрасте у них была 37  лет) на великое имя и что из их брака не выйдет ничего путного. Но тех двоих, наверное, не весьма тревожили прогнозы окружающих. Он при каждом эргономичном случае повторял: «Какая у меня супруга красивая женщина.

Обожаю!» Она, просыпаясь по утрам, сказала себе: «Боже мой, как я радостна!» Евгений Александрович заметно помолодел, был полон надежд и планов, и огорчало его лишь одно — больное сердце.

Последняя роль

Приятель Евстигнеева композитор Микаэл Таривердиев уговорил артиста дать согласие на аортокоронарное шунтирование, которое перенес сам. Тогдашний министр культуры, актер Николай Губенко, выделил деньги на оперирование Евстигнеева в Англии.

В начале Марта 1992 года Евгений Александрович, снявшись в большей части эпизодов фильма «Ермак» (он игрался Ивана Грозного), без мельчайшего страха вместе с женой отправился в Лондон. За сутки до операции Евстигнееву на схеме продемонстрируют, как изношено его сердце, и растолкуют, из-за чего нужно вмешательство врача.

И практически сразу после этого актера не станет. Ирина Цывина до сих пор постоянно ищет объяснение его неожиданной смерти: «Она была полностью нелогична, абсурдна. Так как я видела это собственными глазами — спокойный, радостный человек погиб сразу после того, как ему нарисовали его сердце и сообщили: вот так вы имеете возможность погибнуть.

И я нахожу единственный ответ: его очень способное воображение. Так же как он имел возможность представить себе любую страну, выйдя на полчаса на улицу, так же он представил себе собственную смерть… Он вошел в нее, как в очередную роль…»

Через пара лет по окончании смерти Евстигнеева Ирина Цывина встретит человека, которого полюбит и уедет вместе с ним в Соединенных Штатах. А скоро появившегося сына назовет Женей, в честь Евгения Александровича.

«Мне кроме того не верится, что меня назвали в честь этого человека, — говорит Женя, которому уже исполнилось 13, — я наблюдал все его фильмы. И мама мне довольно часто о нем говорит». С гражданским мужем — отцом двух собственных детей — Ирина рассталась пять лет назад. 10-летняя дочка Зина осталась с папой за рубежом.

А Ирина  с Женей возвратились в Москву. Актриса смогла опять войти в профессию: трудится в театре, снимается в сериалах («Кадетство», СТС).  Наладила личную судьбу и уже с третьим мужем время от времени навещает могилу Евстигнеева на Новодевичьем кладбище.

«Я довольно часто хожу в храм, — говорит Ирина, — молюсь и любой раз прошу у Господа для него легкой жизни на небесах. На земле Евстигнеев прожил непростую, но весьма радостную судьбу. С ним была радостна и я».

 

И жизнь, и слезы, и любовь (1983)


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: