Вы находитесь здесь: Главная > В мире кино > Сергей филиппов: фернандель российского розлива

Сергей филиппов: фернандель российского розлива

Сергей Филиппов: Фернандель русского розлива

19 апреля исполняется 20 лет со дня смерти заслуженый артиста России Сергея Филиппова. За собственную жизнь он сыграл около 100 ролей в кино — большая часть из них эпизодические, но какие конкретно!

Любой хоть раз наблюдал картину Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» — Филиппов в ней сыграл лектора. Не забывайте его выход на сцену клуба?

«Товарищи! Всех вас интересует вопрос, имеется ли жизнь не Марсе? Прошу всех посмотреть на небо! Снизу звездочки кажутся мелкими-мелкими.

Но стоит лишь нам забрать телескоп и взглянуть вооруженным глазом, как мы уже видим одну звездочку, две звездочки, три звездочки… оптимальнее , само собой разумеется, пять звездочек. Имеется ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно. Наука еще пока не в курсе дела».

Вот и вся роль. Но как сыграл актер, как он жестикулировал, изображая очень сильно подвыпившего человека, в то время, когда брал телескоп и наблюдал на небо!

— Запрещено из Филиппова делать  святого человека, — говорит актер Валерий Никитенко. — Это был жёсткий человек. Я бы назвал его мрачный комик. Он так как редко радовался.

И в случае если взглянуть его киноработы, то редко где возможно встретиться с ним ухмылку. Это таковой отечественный российский Фернандель.

Сергей Филиппов появился в Саратове 24 июня 1912 года. Говорят, рос он озорником и не хорошо обучался. В 17 лет приехал в Москву, дабы поступить в балетное училище, но комплект  уже закончился. Тогда он отправился в Ленинград, но экзамены в том месте уже прошли. Недолго думая, Сергей Николаевич подал документы в эстрадно-цирковой  техникум.

Через четыре года, окончив  техникум, устроился в ленинградский Оперный театр. Учители из профтехучилища пророчили ему хорошее будущее на балетной сцене, но как-то на протяжении спектакля Филиппов утратил сознание. Медики диагностировали острую сердечную недостаточность и настоятельно порекомендовали покинуть балет…

Позже, через много-много лет он будет вспоминать собственный прошлое и честно сожалеть, что по обстоятельству здоровья было нужно расстаться с балетом. Кто, знает, если бы все сложилось в противном случае, может, он бы и стал звездой балета. По крайней мере Сергей Николаевич желал в это верить.

Маленькое время актер трудился в эстрадном театре, а после этого перешел в Театр комедий, где сыграл пара броских ролей, по окончании которых его увидел режиссёр и пригласил а картину «Падение Кимас–озера» (1937), в том месте у него был эпизод. С этого момента кинокарьера Филиппова начала усиливаться , фильмы следовали друг за другом: «Волочаевские дни» (1937), «Член правительства» (1939 ), «Выборгская сторона» (1939), «Яков Свердлов» (1940), «Новые похождения Швейка» (1943), «Неспокойное хозяйство» (1946), «Золушка» (1947).

Сергей филиппов: фернандель российского розлива

По окончании войны к нему пришла настоящая слава комического актера. Зрители ходили на Филиппова. Многие «благодаря» экранным образам принимали актера алкоголиком и проходимцем. Но он был совсем вторым.

Сергей Николаевич обожал стихи, большое количество просматривал, у него была красивая библиотека.

C первой супругой Филиппов прожил 15 лет и расстался по окончании того, как она эмигрировала в Америку. Говорят, что  «он до мозга костей был коммунистом» и расценил поступок жены как предательство. В тот период ему  казалось, что за ним все время следят сотрудники КГБ.

В то время, когда пройдет время, он согласится, что поступил довольно глупо, что ни при каких обстоятельствах не кинул бы жену, если бы она не уехала в Соединенных Штатах…

С сыном Юрием Сергей Николаевич взаимоотношений не поддерживал, супруга эмигрировала вместе с ним. Филиппов всегда получал письма от Юры, но не открывал их, не смотря на то, что и не выбрасывал – так и лежала громадная пачка нераспечатанных весточек под кроватью. Со слов родных, он весьма желал, дабы сын возвратился на Родину… Но тот приехал лишь по окончании смерти отца…

Второй женой Филиппова стала  некая писательница Антонина Голубева. Данный брак привёл к неоднозначному толкованию среди коллег и близких актера. Голубева была старше Сергея Николаевича на 20 лет.  Приятели не осознавали, чем  приведено к такому трогательному трогательному к данной даме.

Филиппов именовал ее Барабулькой и был крайне привязан. У Голубевой была дочь и внучка, но она с ними не общалась, не желал этого и сам Филиппов. Вот так и жили совместно эти два весьма неоднозначных человека и одиноких — в заботе приятель о приятеле.

Сергей Николаевич игрался скупых, жадных людей. А в жизни он был расточительным, исходя из этого ничего не скопил на старость. В библиотеке актера было много редких и дорогих книг, в одной из них хранились деньги, но в то время, когда у Сергея Николаевича начались неприятности со здоровьем, его супруга распродала все за гроши – среди них и книгу с заначкой, припрятанной на тёмный сутки.

— Папа весьма хороший был, но замкнутый, — вспоминает его сын Юрий Филиппов. — Причем замкнутым он стал во втором браке. До тех пор пока его полностью не подавила новая супруга, он был вторым. Его сломили постоянные шантажи Голубевой, которых он опасался.

Гомиашвили говорил, что во время съемок «12 стульев» (она же ездила с ним везде) на теплоходе Сергей Николаевич как выпьет, так и начинал ее гонять. Причем в выражениях не стеснялся.

Режиссеры обожали Филиппова, они знали, что с ним картина в обязательном порядке будет забавной. Его эпизодические храбрецы жили довольно часто продолжительнее, чем фильмы, в которых он сыграл. Реплики: «Масик желает водочки», «Зашел в ресторан выпить рюмку… супа», «Я нахал, а она королева испанская!», «Я не корову ожидаю, а женщину. Во всем количестве этого слова», «Супруга пропасть не имеет возможности…».

Сам же актер довольно часто повторял, что его применяют как «острую приправу к пресным блюдам». И уже не верил, что это изменится.

Гайдай приглашал его во все собственные картины.  У него Филиппов сыграл в ленте  «Жених с того света», но ту роль вырезали из политических мыслей. И тогда Гайдай сообщил:

— В случае если когда-нибудь мне разрешат поставить «12 стульев», Киса Воробьянинов — ваш! Филиппов не поверил. Но режиссер сдержал слово.

Филиппова, как и многих иных, сгубила слава. Он имел большую популярность, при его появлениях на улице ему не давали прохода, и вдобавок… любой желал с ним выпить.

А он – юный и крепкий — никому не отказывал и со временем пристрастился к алкоголю. А позже начались и значительные неприятности со здоровьем.

На съемках «12 стульев» самочувствие Филиппова ухудшилось, начались сильные головные боли, актер начал забывать текст роли… Но он стоически выдержал до окончания работы над фильмом и лег в ленинградскую поликлинику.

Доктора нашли опухоль головного мозга, сделали операцию, и, к счастью, опухоль была не злокачественной – по окончании операции он прожил 19 лет. Но… заболевание все-таки сыграла злую шутку с актером. Прознав о диагнозе, кое-какие режиссеры начали беспокоиться приглашать актера в собственные картины. По данной причине он не сыграл у Рязанова в ленте «Необычайные приключения итальянцев в Российской Федерации» — его роль выполнил Евгений Евстигнеев.

Но больше всего Филиппов жалел о картине «В то время, когда деревья были громадными». Вместо него в ней  сыграл Юрий Никулин…

Единственным верным режиссером Филиппова оставался Гайдай. Актер сыграл (причем сделал это блестяще) в его лентах «Иван Васильевич меняет профессию»,

«Не может быть», «Инкогнито из Санкт-Петербурга», «Спортлото-82», «Страшно для жизни» и «Личный детектив, либо Операция «Кооперация» во второй половине 80-ых годов XX века – эта лента стала последней в жизни Сергея Николаевича. К этому времени он жил уже один – супруга погибла, денег не хватало.

Головные боли иногда становились невыносимы,  ему удалили две трети желудка, но злокачественная опухоль поразила легкие… Актер не впускал докторов на порог собственной квартиры – ему было стыдно за беспорядок, царивший около, за жалкое отрепье, в котором он ходил. У него кроме того не было ботинок, в которых он имел возможность бы выйти на улицу. В годы перестройки, в то время, когда в магазинах не было ничего, ботинки его 47-го размера возможно было приобрести лишь за солидные деньги, а у него не было никаких.

Он сам создал себе одиночество, отключил телефон и в буквальном смысле недоедал. Любовь Григорьевна Тищенко (актриса, сотрудница киностудии «Ленфильм») заботилась за актером в последние годы судьбы. Помогала, чем имела возможность, брала на собственную скудную заработную плат продукты, а больше – никто.

— Данный нелюдимый неотёсанный актер в действительности был милым и ранимым человеком, — говорит Любовь Григорьевна. — Не смотря на то, что посторонним людям он казался ожесточённым. Так как он имел возможность свободно обидеть совсем незнакомого человека — нахамить а также отправить матом. Но это был фальшивый Филиппов, так он защищался.

Филиппов погиб 19 апреля 1990 года. За пара дней до смерти он со слезами на глазах жаловался Тищенко на собственную актерскую судьбу  — из-за чего ему всю жизнь доводилось играться одних только мерзавцев…

А он все еще грезил о той ключевой роли в картине «В то время, когда деревья были громадные, доставшейся тогда Юрию Никулину…

Его похоронили в недорогом гробу на питерском Северном кладбище рядом с могилой второй жены. Проститься с ним пришли пара человек.

Люди, проходившие мимо, кроме того не догадывались, что это похороны народного любимца Сергея Филиппова…

Байки о Филиппове

Сергей Николаевич приехал на съемки «Карнавальной ночи» в состоянии подпития. Но Рязанов этому кроме того был рад, сделав вывод, что актер пьян и играться ему также пьяного, так что все окажется весьма реалистично. Но в то время, когда начали снимать, роль у Филиппова не отправилась.

Сняли 13 (!) дублей, а результата нет. Рязанов послал Филиппова в Ленинград и продолжил съемку вторых эпизодов. Через пара дней на съемочной площадке снова показался Сергей Филиппов, но в этом случае полностью трезвый.

Роль была выполнена с блеском.

А  в второй картине Рязанова «Женщина без адреса»  Сергей Николаевич игрался начальника-бюрократа. Доминантой роли была фраза: «Масик желает водочки!». На съемках не ладилось. «Роль не шла, — вспоминает Эльдар Рязанов. — И я тихонечко попросил помощника режиссера, дабы она принесла четвертинку водки. Не больше.

И мы дали Сергею Николаевичу ее выпить, и он все чудесно сыграл…».

На съемках «Укротительницы тигров» Филиппову было нужно влезть в клетку к хищникам. В то время, когда Сергей Николаевич был приглашен на роль, ему давали слово, что все «страшные эпизоды» будут дублировать. Но, как выяснилось, дублера филипповского роста отыскать не получилось. Было нужно актеру лезть в клетку самому. Филиппов признавался, что в ту 60 секунд покрылся холодным позже.

Но, в то время, когда съемки уже шли вовсю, он обнаглел а также дал тигру под зад ногой. — Что это такое! — закричал дрессировщик. — Вычисляйте, что вам повезло! Ему в самом деле повезло — тигр Пурш был к Филиппову благосклонен.

 

 

в один раз актер Михаил Боярский ехал на машине и заметил Сергея Филиппова. Он внес предложение подвести его.  Оказалось, что заслуженый артист, сыгравший в кино около 100 ролей, ехал на вокзал, дабы сдать билет ценой 19 рублей. Растроганный  Боярский внес предложение Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выкинул билет, отсчитал деньги и, возвратившись в машину, дал их Сергею Николаевичу.

Смущенный актер запрятал деньги и сообщил: — Миша, откладывай на данный момент, позже мы никому не необходимы.

По окончании удаления опухоли головного мозга Сергей Филиппов шутил: — Вот министр культуры Екатерина Фурцева говорит, что Сергей Филиппов дурак, а у меня мозгу какое количество вынули, а я все умный.

Ленинградский актер Алексей Севостьянов обожал…  вышивать гладью. в один раз он продемонстрировал собственную вышивку Филиппову. — Вот, погляди, как мне удался лиловый цвет! — басом хвастался Севостьянов, тыча пальцем в шитье. — Вот он начинается с бледно-лилового, позже переходит в фиолетовый, а позже неспешно, мягонько, ласково — в бледно-голубенький… Филиппов слушал-слушал, а позже не выдержал и говорит: — Сообщи, а у тебя бывают критические дни?

Дмитрий Сергеев

В то время, когда деревья были громадными 1969 г (СССР)


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.