Пробные смешарики

Пробные смешарики

Пробные смешарики

В торговом комплексе Lotte Plaza на Новом Арбате рядом с шикарными бутиками Armani, DG, Prada и Gucci поселились Крош, Нюша, Бараш и Копатыч. В магазинчике «какое количество», созданном по мотивам одноименного мультсериала, продаются мягкие игрушки, развивающие книжки и игры. Точка, открытая на условиях франшизы в Lotte Plaza в сентябре, стала первым опытом создателей «Смешариков» в ритейле.

Еще шесть «магазинов в магазине» открылись в последних числах Октября в столичных и питерских точках детской сети «Банана-мама». Илья Попов, главный продюсер группы компаний «Смешарики», уверяет, что к Январю розничный товарооборот собственной и производимой по лицензии продукции достигнет $100 млн. 

«Я создаю фильмы не чтобы зарабатывать деньги. Я получаю, дабы делать больше фильмов.» Уолт Дисней

Замыслы Попова впечатляют. К 2010 г. сеть «Смешариков» возрастет как минимум до 300 точек. Не считая DVD, книг, детской и игрушек косметики они будут торговать обувью (с прошлого года ее производство наладила компания «Jump Российская Федерация») и одеждой.

Соответствующую коллекцию уже создала германская компания First Best.

Бизнес-схема далеко не новая. Совершенно верно так же получает на собственных храбрецах The Walt Disney Company. Лишь компании известного Уолта Диснея больше 80 лет, а «Смешарикам» — меньше пяти. 

Логика ВИННИ-ПУХА

Один из создателей легендарной анимационной студии «Пилот» Анатолий Прохоров с наслаждением вспоминает о первой встрече с будущими «отцами» «Смешариков» в 2002 г. Дизайнер Илья Попов и живописец Салават Шайхинуров из маленькой компании «Фан Гейм», производящей настольные игры, пришли с «безумной» идеей — создать «бешено долгий» (на 200 серий!) мультфильм. К Прохорову с Александром Татарским, начальником студии «Пилот», приходило множество начинающих, но эти двое, в отличие от вторых неофитов, выслушивавших рекомендации и пропадавших окончательно, возвратились через два месяца, проделав работу над неточностями.

И Прохоров осознал, что с ними возможно делать команду. Последние три года он трудится худруком проекта «Смешарики». Мультфильм на удивление совершенно верно предугадал вкусы мелких зрителей. «Смешариков» весьма легко рисовать.

Заяц Крош — это уши и кружок-петли, Ежик — тот же уголки и кружок-иголки.

Но не только это обеспечило успех проекта. Прохоров внес предложение, а ведущий сценарист фильмов Алексей Лебедев воплотил идею «опережающей драматургии». Что это такое?

В сюжетах мультиков возможно отыскать много узнаваемых перекличек и с «Винни-Пухом» Хитрука, и с философским «Ежиком в тумане» Норштейна, и со взрослыми пьесами-фильмами наподобие «Полетов во сне и наяву» либо кроме того «Вишневого сада». Другими словами, «Смешарики» говорят зрителям «истории, увлекательные для взрослых, но понятные кроме этого и детям».

Эти истории, полные скрытых цитат, сделали «Смешариков» занимательными не только детсадовцам, но и детям. Наряду с этим, как говорит Прохоров, удалось уйти от коллизий борьбы хороша со злом, на которых строится чуть ли не вся мировая драматургия. Вместо применяли «логику Винни-Пуха»: ни в одной серии мультика нет отрицательных храбрецов.

Так были завоеваны симпатии своих родителей. 

Покатились по каналам

Измерить успех «Смешариков» легко: достаточно посмотреть на число выходов сериала на разных каналах и рейтинги TNS Gallup у аудитории старше четырех лет. К примеру, «Ну, погоди!» продемонстрировали на канале СТС 45 раз при средней доле аудитории от 0,74 до 1%, «Чебурашку» — 3 раза (часть 1,2-2%), «Винни-Пуха» — 11 раз (0,69-2,1%). «Смешарики» выходили на СТС 452 раза. Рейтинг 0,82%, само собой разумеется, не дотягивает до в далеком прошлом любимых мультипликационных фильмов, но ни у одного из них нет для того чтобы «долгого дыхания».

18 серий «Ну, погоди!» снимались больше 20 лет. Сейчас, через четыре с маленьким года по окончании запуска «Смешариков», снято уже больше 100 серий. Данный размах кроме этого завлекает каналы.

Наталья Вашко, генеральный директор специализирующегося на взрослой анимации круглосуточного «Канала «2?2»», уверен в том, что авторам «Смешариков» удалось создать первый детский сериальный проект в Российской Федерации. «В случае если СТС ставит его в эфир в утренние часы в выходные, значит, это трудится, — говорит она. — Данный канал — публичный коммерческий проект, и в том месте смотрят за эффективностью внимательнее, чем где-либо».

Основная неприятность детской анимации пребывает в том, что из-за законодательного запрета на показ рекламы эти проекты постоянно будут убыточными. Приобретая за права показа около $150 за 60 секунд 6,5-минутного фильма, создатели «Смешариков» не покрывают и половины затрат, согласится Попов. Сначала приходилось сохранять надежду на жёсткую экономию и государственную поддержку.

На выпуск первых 20 серий два федеральных агентства — по кинематографии и культуре и по печати — выделили гранты, покрывшие 60% затрат. на данный момент господдержка не превышает трети затрат.

Первые фильмы делали «на коленке» трое приглашенных из питерской студии «Мельница» мультипликаторов. На организованной в 2003 г. студии компьютерной анимации «Санкт-Петербург» они применяли флэш-разработку, используемую в большинстве случаев в веб-проектах для куда более несложных задач — создания рекламных баннеров, заставок, маленьких роликов а-ля «Масяня». «Флэш был отечественным спасением», — говорит Прохоров.

В «важной» мультипликации так не трудились тогда нигде, но, рисуя первые серии, аниматоры так отточили разработку, что сейчас ее изучают кроме того зарубежные соперники. Помимо этого, флэш разрешил, не снижая качества, быстро снизить издержки. При среднеотраслевой себестоимости 60 секунд фильма на уровне $12 000-13 000 «Смешарики» получалось делать за $8000.

В то время, когда первые три серии мультиков продемонстрировали редакции детских программ канала РТР, их, к удивлению авторов, тут же поставили в «Спокойной ночи, малыши». Это вынудило наращивать темп. С апреля 2004 г. «Смешарики» всегда присутствуют в эфире «Спокойной ночи, малыши», а с сентября — в эфире СТС.

на данный момент в студии трудится больше 100 человек. Себестоимость 60 секунд, говорит Попов, прекратила быть главным показателем и приблизилась к $13 000. Компания вкладывает около $2,5 млн в студию и новый офис со звукоцехом.

Основное на данный момент — скорость производства материала нужного качества. В случае если раньше студия производила по две серии в месяц, то сейчас — четыре, а через год будет шесть, говорит Прохоров. «Мы трудимся стремительнее, чем поступают деньги», — смеется он.

В прошедшем сезоне права показа первых 50 серий были реализованы китайской государственной компании CCTV за $50 000. На осенней телеярмарке еще 50 зарубежных каналов показали к сериалу интерес. Но создатели «Смешариков» ни при каких обстоятельствах не планировали на продаже прав. 

Методом DISNEY

По словам Прохорова, «Смешарики» строят бренд-индустрию полного цикла. «Мы можем придумать медиабренд, сделать к нему аудиовизуальные продукты и предложить их на ТВ, — говорит он. — А после этого перекинуть мостик к товарному бренду и выстроить отношения с розницей». Это путь, что прошла The Walt Disney Company.

В Российской Федерации дети 4-15 лет обожают «Смешариков» больше, чем диснеевского Микки-Мауса. Через год по окончании выхода первого мультика «Скамья» «Смешарики» заняли, согласно данным исследовательской компании КОМКОН, 32-е место по узнаваемости киногероев. К концу 2006 г. — уже 7-е.

Из мультяшек в первых рядах был только «Винни-Пух». «на данный момент «Смешариков» знают 65% столичных детей в возрасте 4-15 лет, — говорит старший начальник проектов КОМКОН Юлия Быченко, — а ядро целевой аудитории товаров с этим брендом составляют 4-6-летки».

Несколько «Смешарики», в которую не считая «Фан студии» и Гейм «Санкт-Петербург» входят созданная в 2003 г. управляющая компания «Смешарики», ведающая продвижением и рекламой компания «Мармелад Медиа» (2004 г.), и торгово-производственная компания «Мармелад-пром» (2006 г.), копирует стратегию Disney. Лишь в отличие от глобального гиганта, у которого от основания в 1923 г. до появления первого магазина The Disney Store прошло 64 года, «Смешарики» движутся куда стремительнее.

Одной из первых лицензию на применение марки приобрела в прошедшем сезоне компания «Русский мороз», которая выпустила эскимо «Смешарики». Следующей стала сеть трактиров «Елки-палки», украсившая персонажами сериала собственный детское меню. «Смешарные» морсы и соки запустил концерн «Лебедянский». Наибольший импортер овощей и фруктов Bonanza из группы JFC наклеивает на упаковки с эквадорскими мини-бананами фирменные стикеры.

Лицензионные ставки на применение бренда составляли сначала 5% для продтоваров и 20% — для промышленных. По словам Попова, «Смешарики» приобретают роялти от компаний-лицензиатов в размере 10-15% отпускной цены. Собственной продукции «Мармелад-пром» произвел в прошедшем сезоне на $13 млн. Выходит, что при прошлогоднем количестве продаж брендовых товаров «Смешарики» на уровне $50 млн компания получила от $3,7 млн до $5,6 млн роялти.

Наряду с этим 40% лицензиаты выплатили авансом.

Попов согласится, что в этом году они решили поменять лицензионную политику. Опыт продемонстрировал, что «не смотря на то, что продукты питания у лицензиатов превосходные, но они только применяют бренд, тогда как игрушки, книги, одежда и обувь сами становятся брендообразующими». Исходя из этого ставки по продуктам питания повысили до 8-10%, а по промышленной группе снизили до 15-20%. 

Продавцы бренда

Постоянное присутствие «Смешариков» в эфире позволяет экономить на рекламе. Генеральный директор агентства «Игропром» Роман Федотов говорит, что они подсчитали затраты на рекламу, достаточную для для того чтобы же действия на аудиторию, как постоянный показ «Смешариков». Оказалось $50 млн.

А в сегменте игрушек, в котором средняя розничная наценка образовывает 80%, а отличие между отпускной ценой в Китае и ценой на полке в Москве может доходить и до 500%, роялти в 20% выглядит в полной мере приемлемо.

Компания «Алиса» производит игрушки под собственной маркой 1Toy. Мягкие игрушки создают по договору в китайском Циндао. Еще компания имеет в Калининграде личные мощности по выпуску детских велосипедов. Компания ведет переговоры о приобретении лицензий Warner Brothers, и на кое-какие товары ставка роялти у «Смешариков» выше, чем у Warner. Но у той, говорит бренд-директор Мария Карпухина, ставка плоская, а у «Смешариков» зависит от товарной группы.

Такое она встретила в первый раз. Но кроме того самая высокая ставка — на плюшевые игрушки — ее не смущает, «по причине того, что «Смешарики» — самый популярный детский бренд на русском рынке». Не смотря на то, что все проекты со «Смешариками» находятся на стадии стартапов, бренд-директор уверен в том, что их лицензия может стать для «Алисы» главной.

Выбор «Смешариков» для приобретения трехлетней лицензии в американо-тайваньской обувной компании «Jump Российская Федерация» растолковывают тем, что они «снабжают постоянную промо- и медийную помощь». Первую весенне-летнюю коллекцию для детей 2-7 лет Jump послала в торговлю прошлым летом. на данный момент, говорит бренд-менеджер Вероника Литвиненко, готовится уже третья коллекция — весна-лето 2008, — которая по количеству в два раза больше предыдущей и образовывает 110 000 пар.

Это около 36% всего производства «Jump Российская Федерация».

С весны 2008 г. в линейке товаров «Смешариков» покажется еще и одежда. Эксклюзивный договор месяц назад подписала германская компания First Best, специализирующаяся на дистрибуции одежды в Европе. Координатор First Best по Восточной Европе Константин Сургутский поведал, что его компания уже заключила соглашение на поставки одежды в сеть гипермаркетов Auchan.

Отношения с торговлей — новая страница для «Смешариков». В случае если одни лицензиаты самостоятельно, как First Best, поставляют товары в розницу, то другие, как «Алиса», смогут, с одной стороны, выступать дистрибуторами для «Смешариков», а с другой — применять их ресурсы для дистрибуции собственных товаров. В осеннюю пору среди партнеров группы компаний показались еще и магазины.

Южнокорейская компания «Лишел-2» открыла франчайзинговый магазин в Lotte Plaza, а «Банана-мама» — шесть секций формата shop-in-shop в собственных гипермаркетах.

Олег Яковлев, совладелец «Банана-мама», говорит, что компания планирует создать секции «Смешариков» во всех магазинах (на данный момент их более 85, а к концу 2009 г. планируется иметь 159). Помощник коммерческого директора «Банана-мама» Кэти Паркинс поведала, что «Смешарики» принимали участие в расходах на открытие первых секций. «Мармелад-пром» предоставил POS-материалы, общий дизайн и мебель. По оценке Федотова из «Игропрома», бюджет открытия одного «магазина в магазине» составил 500 000 руб.

«Смешарики» практически выступают дистрибуторами — поставляют в сеть собственный товар и товар лицензиатов и, помимо этого, руководят полками в «Банана-мама». «Это продавца и отношения поставщика, — растолковывает Прохоров. — Отечественная составляющая заложена в цене товаров, а розничная наценка в собственности «Банана-мама»». Но со собственного первого франчайзи в Lotte Plaza «Смешарики» приобретают роялти в размере 3% с оборота.

Попов планирует, что до Января этого года откроются еще четыре франчайзинговых магазина в Питере и Москве. Из регионов уже поступило 50 заявок, и генпродюсер рассчитывает, что к концу 2008 г. в сети «Смешарики» будет 25-30 магазинов с месячной выручкой каждого около $30 000.

Юлия Югай, администратор торговых точек компании «Лишел-2» в Lotte Plaza, поведала, что в 20-метровой яркой секции «Смешариков» за сутки совершается 50-70 приобретений. Средний чек, по словам продавцов, достигает 1000-1500 руб. В случае если такая выручка сохранится, отдача с метра у «Смешариков» будет как у мелкого бутика Сваровски.

Александр Левинский, smoney.ru

пробные мультфильмы


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: