Повелитель зрительских душ

Повелитель зрительских душ

Имеется актеры хорошие, имеется красивые, имеется – весьма редко! – великие. Армен Борисович Джигарханян (которому 3 октября – ровно 75) – из весьма редких, великих.

Из-за чего? Растолковать тяжело. Несложнее процитировать известного поэта: «Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак.

Но так как не просто так любимый актер Джигарханяна – Роберт Де Ниро, гений среди гениев.  И любимая подначка Джигарханяна, в то время, когда журналисты заговаривают с ним об актерстве: –  Стоп. Дальше я желаю важного беседы, на уровне Де Ниро…

И попытайся тут продолжи разговор!

Он какой-то уж через чур настоящий, всамделишный. То, что он творит, тяжело назвать актерством: это полное перевоплощение в персонажа, в другого человека. На уровне физиологии, химии тела.

Он сам в один раз об этом сообщил: «Я ощущаю, как у Де Ниро при перевоплощении изменяется запах тела! Запах, осознаёте?!»

Умом – да. А как это делает конкретный Джигарханян — нет.

Повелитель зрительских душДа и по большому счету: поди разгадай этого в высшей степени конкретного в ролях, но неуловимого, необъяснимого в жизни Армена Борисовича! 

Потомок древнего рода тифлисских армян. Фамилия – штучная, обязывающая, из двух тюркских слов: «джигяр» («печенка», второе значение – «душа») и «хан» («правитель»). Повелитель душ, властитель, пробирающий до печенки.

Вырос без отца – тот ушел из семьи через три месяца по окончании рождения сына. Дедушка – тбилисский скоморох: другими словами актерские гены присутствуют. Вежлив отчимом, с матерью (совслужащей) он утвержает, что душа в душу не жил: – Мама была маленькая, толстая, весьма скандальная. У нас были сложные отношения… Подлинные отношения не всегда прекрасны…

Но тягу к театру мелкому Армену привила как раз мать – заядлая театралка, любительница оперы. А в то время, когда по окончании школы Армен «захотел в артисты», мать это решение не поразило: «Ты неизменно кого-то изображал». Ей же (и бабушке, большое количество прожившей на Кубани, внук рос у нее на руках) Джигарханян обязан русским языком, как вторым родным: мать отвела сына в русскую школу.

Но в то время, когда по окончании школы в 1953-м он отправился в Москву поступать в ГИТИС, его кроме того толком не прослушали – забраковали за сильный выговор. досада и Обида были страшные!..

А сейчас вспомните обращение штабс-капитана Овечкина в «Новых приключениях неуловимых»? Чекиста Артузова в «Операции “Трест”»? Да хоть Горбатого в «Месте встречи поменять запрещено»!

Закройте глаза и послушайте обращение Джигарханяна – это эталон русской речи. По чистоте языка (Горбатый не в счет… но, из преступников он самый златоуст), по точности звуков, безукоризненной артикуляции – да по всему! Гений, одно слово…

…А тогда, в 1953-м, возвратившись из Москвы, он не «ушел в обиду», а тут же устроился на «Арменфильм» ассистентом оператора. Через год поступил в Ереванский театральный, а  через год – второкурсником! – в Русский драмтеатр им. Станиславского. К 1967-му, к 32 годам, Джигарханян стал одним из самых популярных актеров Армении, раскатывал на «Волге» ГАЗ-21 с  «оленем» на капоте – такие в Ереване были лишь еще у троих.

Наряду с этим, по воспоминаниям друзей, заядлым тусовщиком, светской персоной не был – как проклятый.

На завистников внимания не обращал (некогда!), превосходно получал, женился на прелестной даме, появилась дочь… счастливец!

…О первой супруге, актрисе Алле Вановской, Джигарханян молчал полвека, утаивал их историю кроме того от родных друзей.  Ереван, юная красивая женщина, ее любимый Джиго (так именовали Армена в компании), бурная страсть, рождение дочери Елены, но… Алла ревновала мужа ко всем дамам на свете. А по окончании спектакля с амурной сценой имела возможность накинуться на мужа с кулаками.

Весьма прекрасна, патологически ревнива… весьма больна. В то время, когда актеру Джигарханяну пришло письмо из Москвы с приглашением от Анатолия Эфроса – он, схватив  мелкую Елену, практически сбежал из Еревана. Алла к тому времени сошла с ума.

В Москву Джигарханян уехал не только с дочерью. И вдобавок и с ее сыном и Татьяной Власовой Степаном. С Татьяной он познакомился за год до отъезда: в Ереван она приехала из Сибири вместе с мужем – театральным режиссером.

Бывшая актриса, на новом месте устроилась завлитом. Армен трудился в спектакле с ее мужем и… довольно часто бывал в кабинете Татьяны: им легко было весьма интересно вдвоем. Беседы об мастерстве переросли в приязнь. в один раз Татьяна согласилась Армену: «Все бы прекрасно, но что-то мне весьма скучно» – «Имеется верное средство, – ответил  Джигарханян. – Нужно влюбиться». И чуть позднее  услышал: «Я последовала вашему совету. Я влюбилась.

В вас».

Пышной армянской свадьбы не было  – влюбленные, забрав детей, безотлагательно уехали  в Москву на вызов Эфроса. В столице так же безотлагательно расписались:  кольца отыскать опоздали, и Армен надел Татьяне кольцо, с которым некогда венчалась его бабушка.

С карьерой в Москве сложилось идеально. В кино – роли в «Неуловимых…», «Двадцать лет спустя», «Здравствуйте, я ваша тетя!»,  «Место встречи поменять запрещено», «Тегеран-43».

Как раз тогда появилась известная эпиграмма Гафта: «Значительно меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». А Марк Захаров при встрече с Джигарханяном подшучивал: «Что с тобой! Второй сутки по телевизору не видно!»

С театром – также грех жаловаться. Эфрос с ходу ввел Джигарханяна в самые броские пьесы тогдашнего Ленкома, актер за считаные месяцы стал столичной звездой. Исходя из этого по окончании ухода  Эфроса из Ленкома, в то время, когда театр поскучнел, был переманен Андреем Гончаровым в Театр имени Маяковского. Как раз с Джигарханяном режиссер сделал три собственных известных спектакля – по пьесам, каковые грезил поставить много лет: «Трамвай «Желание», «Бег», «Закат».

  К слову, Гончаров вычислял Джигарханяна актером, талантливый учудить на сцене что угодно. И не удивился в то время, когда услышал от Армена Борисовича, что тот, играясь Нерона в «Театре Сенеки и времён Нерона»  много лет грезил… пописать со сцены в зал!

– Нерон  – позор человеческий, оскорбление! А словами так не обидишь – должно быть воздействие какое-то. Но я не рискнул.

Не смотря на то, что и сообщил о собственном жажде Андрею Андреевичу. Он продолжительно слушал мои объяснения, а позже сообщил: «В случае если рискнете – сделайте!»… Он осознавал, о чем обращение.

…Актер трудился практически на разрыв между кино и театром (за всю карьеру Джигарханян не прошел кинопробы только один раз – у Юлия Райзмана на роль в ленте «Время  жажд», ее по окончании сыграл Анатолий Папанов. Все другие пробы – в десятку! А на какое количество ролей его брали без проб – не сосчитать!), трудился без отдыха и продыха. А в то время, когда слышал:  «Ваш талант от нередкого потребления износится», отвечал: «Ему лучше износиться, чем заржаветь!»

Но, кое-какие родные думали, что таким манером Джигарханян затыкал «раны в душе». С женой Татьяной все было прекрасно: любовь, познание, обоюдное уважение. У них до сих пор так, дай Всевышний и дальше… Но с приемным сыном отношения не сложились.

– Мы со Степаном – чужие люди. И это не поменяешь.

А любимую дочь Елену в 1987-м… нашли мертвой в автомобиле. Отравление угарным газом. Елене Арменовне было всего 23.

Спросите армян – и услышите: «Время от времени у Джигарханяна в глазах – вся скорбь отечественного народа».

Имеется от чего.

Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса – как рекордсмен по числу киноролей.

Он не затерялся в «лихие 90-е»… в случае если посмотреть назад на эти годы, возможно поразмыслить, что никто из советских актеров не перенес их легче. Как был высочайший спрос на этого гения – так некуда не убежал. И на сутки не сгинул…

 

Что до ролей: эпизодический Сеня в «Паспорте» и куда больший Козюльский в «Ширли-мырли» – по большому счету не роли, а золото в копилку актерского мастерства!  

В конце 1990-х из собственных учеников в ВГИКе Армен Борисович создал Столичный театр под управлением Джигарханяна. Спорить об этом проекте возможно какое количество угодно, но на спектаклях – аншлаги. Имеется вывод: только из-за магии  имени Джигарханяна. В то время, когда же сам мэтр выходил на сцену собственного МДТ в роли Крэппа (по пьесе Беккета «Последняя лента Крэппа») – по большому счету было не протолкнуться.

По причине того, что Джиграханян игрался не хуже Де Ниро – храбрец, редкий подлец, практически сгнивает душой на сцене… и думается, что от Крэппа пахнет трупом… А позже вынырнувший из роли актер – хороший, крепкий, умный, утомившийся, спокойный, – раскинув руки, шагает на овацию!

У него грин-карта по квоте американского руководства для известных деятелей мастерства, загородный дом в Гарленде, подаренный  втором — поклонником таланта. На сцену уже не выходит, живет на две страны: летом в Америке, с сентября по май – в Москве. Супруга Татьяна преподает в Университете Далласа русский язык, ежегодно ожидает мужа на Рождество.

– в один раз услышал, как меня назвали одиноким клоуном. Мне это весьма понравилось… Возможно, я по большому счету не весьма знаю, что такое любовь. Я это кроме того Тане сказал – и обидел этим.

Но что такое чувство ответственности, знаю совершенно верно.

И что? Разве все вышесказанное и поведанное хоть на каплю приближает нас к разгадке гения Джигарханяна?   Ну да: талант, труд и еще раз труд, умение из боли, какую отправляет жизнь, делать актерский инструмент… Но все это беседы на уровне ремесла.

Гений-то в чем?

Как версия: в натуре. В неповторимой «химии натуры», сплавившей все лучшее, что имеется в Российской Федерации и Армении. В двух неповторимых, умопомрачительных, неординарно гениальных и битых-перебитых народах и странах.

Вот откуда «вся русская обращение» в устах Армена Борисовича и «вся армянская скорбь» в его глазах.

В случае если две этих государства родят, как собственного сына, актера-гения – он сыграет все и вся. Поручи Армену Борисовичу сыграть Де Ниро – сыграет так, что стыдно не будет никому. Де Ниро – в первую голову.

Цавэ танем, Армен Борисович, продолжительных Вам лет судьбе!

Ваш зритель, Ваш ВокругТВ

Усложненный Повелитель душ без марша зомби с вебкой Вормикс


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: