Олег ефремов: одиночество гения

Олег Ефремов: одиночество гения

1 октября режиссёру и выдающемуся актёру, заслуженый артисту СССР Олегу Ефремову исполнилось бы 85 лет.  К сожалению, его нет с нами уже 12 лет.

Олег Ефремов был одним из лучших актеров советского кино, снимался в фильмах: «Берегись автомобиля», «Айболит-66», «Три тополя на Плющихе», «Здравствуй и прощай», «Дни врача Мишкина»…

Олег Николаевич сыграл около 90 ролей в кино, 50 — в театре, поставил как режиссер практически 70 пьес.

Он обожал дам, и они обожали его. Его улыбка и взгляд сводили не сильный пол с ума. какое количество дам обожал в собственной жизни Ефремов, не знает никто.

О его личной жизни ходило огромное количество преданий.

Первой официальной женой Олега Николаевича стала актриса Лилия Толмачева. Они совместно снимались в картине «Строится мост».

Олег ефремов: одиночество гения

Говорят, что Ефремов безумно обожал Нину Дорошину, с которой познакомился на съемках ленты «Первый эшелон». Актриса сейчас вспоминает Олега Николаевича.

По слухам, не устояла перед обаянием Ефремова и Галина Волчек. Именно она познакомила его с Ириной Мазурук, дочерью известного полярного летчика, Храбреца СССР Ильи Мазурука. Ефремов и Ирина прожили три года, но так и не расписались.

У них появилась на свет дочь Анастасия.

Позже, через много-много лет, она согласится, что маме с отцом жилось весьма непросто, и что в один раз она кроме того пробовала перерезать себе вены. Последней официальной супругой Олега Николаевича была актриса Алла Покровская. Многие утверждают, что данный брак стал для Ефремова самым радостным.

Но и ему было суждено распасться.

Сирано де Бержерак

В последние собственные дни он весьма просил, дабы к нему пришла Алла Покровская — его последняя жена и ученица, мать Михаила. Ему не хватало «того поколения» из «Современника», с которым прошла его юность.

Так довольно часто случается: на излете судьбы не только память, все существо человека оборачивается в самые радостные собственные времена. Олег Ефремов был через чур трезв рассудком, дабы не осознавать, что его пьеса называющиеся «Жизнь» близится к развязке. Но он был режиссером — великим режиссером! — могшим выстраивать финалы.

Вот и личный финал желал разыграть по собственному усмотрению, красиво и элегантно, как умел лишь он.

Театральную общественность уже давно будоражило все, что происходило во МХАТе: главреж умирает — кто станет преемником? И вдобавок пара судебных процессов — с собственным сыном и актёрами, которого Ефремову было нужно выгнать с работы по окончании некрасивой пьяной выходки по отношению к служащему. И скандальный «развод» с Татьяной Дорониной еще не был забыт, и пара премьер на выходе…

Последнее детище Ефремова — «Сирано де Бержерак». На репетиции его уже привозили, усаживали в кресло, подключали аппарат, разрешающий съеденным эмфиземой легким дышать, и он репетировал. Из-за чего как раз «Сирано»? Не просто так. Он сказал, что это пьеса о «какой-то совершенной любви и какой-то совершенной, к какой нужно стремиться, жизни».

Он подводил итоги собственной непростой, безнравственной, яростной жизни и не желал мириться с тем, что все уже в прошлом. В одном из последних интервью он сообщит: «Моя обывательская философия такая: нам дана радость судьбы, дана жизнь, которая, само собой разумеется, кончится когда-то. Но как мы должны отплатить за данный презент — жизнь? Нужно совершенствовать себя через то, что ты делаешь, тогда это как-то соединяется с моралью Христовой. Вот вы рассказываете: «Ну вы же так много сделали».

Да, может, сделал. Но мне нужно что-то еще, в обязательном порядке, осознаёте?» Осознавали, видели, восхищались. «Олег Николаевич был болен, как простой смертный человек, а как вместилище духа — он был здоров не хуже, чем боевой танк», — напишет позднее драматург Людмила Петрушевская об этом времени.

Лисья мордочка

Олегу было двенадцать, в то время, когда его папа отправился на постройку военной железной дороги, которая должна была соединить Воркуту с европейской частью страны. Строили арестанты. Николай Ефремов был при хорошей должности — заместителя начальника планово-денежного отдела лагерей ГУВЖД. В июне 1941-го к нему на каникулы приехали сын и жена Олег. Возвратиться в Москву они смогли лишь в 43-м, да да и то благодаря особенным хлопотам Ефремова-старшего — ему необходимо было выручать сына.

Жадный до впечатлений, увлекающийся, Олег подружился в том месте не с самыми лучшими из спецконтингента, строившего «железку». Приятели-форточники дали ребёнку прозвище Лисья Мордочка за особый склад и худобу черепа, проходившего в любую форточку. С этими друзьями он выкурил собственную первую папиросу и выпил первый стакан — чистый спирт.

Потом алкогольные возлияния и неумеренное курение станут для Ефремова не очевидной скверной привычкой, а катастрофой. И еще, тогда в пьяной драке ему повредили глаз, по окончании операции зрение возвратилось, но лишь частично. Ясно, что угроза утратить сына была через чур очевидной, дабы семья и дальше оставалась на стройке.

В 1945-м Олег Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ, окончил ее с отличием, но предложения остаться во МХАТе не взял — был через чур угловат и неказист, дабы пополнить труппу самого элитарного театра страны. Дворянская порода (его дедушка по отцу был аристократом, обладал пароходами и мукомольным заводом), шик и шарм проявятся в нем позднее и с годами будут набирать силу. А тогда в ежедневнике уязвленного Ефремова покажется запись: «Я все равно стану главным режиссером МХАТа».

Верил ли он себе в тот момент либо лишь обиженное самолюбие диктовало слова, неизвестно, но они были пророческими. В Центральном детском театре, куда Ефремова забрали актером, ему особенно удалась роль Иванушки-дурачка в «Коньке-Горбунке». А уже через несколько лет в том месте же, в ЦДТ, он поставил собственный первый спектакль «Димка-невидимка», и вся театральная Москва заметила: показался юный режиссер с громадным будущим.

Но и в качестве легко режиссера ему было тесно: он придумал и создал личный театр, непохожий на те, что были раньше, без театральности, максимально приближенный к живой судьбы, современный.

1956 год. В стране начиналась «оттепель», ее буревестником и стал «Современник».

Тайная вечеря

Ефремов был одержим идеей реформирования театра, к нему тянулась самая гениальная молодежь. Он стал Станиславским собственного времени. Первыми это осознали мхатовские старики, которым довелось поработать со Станиславским, и они внесли предложение Ефремову стать главным режиссером их театра. Те, кто двадцать лет назад не захотел принять юного Ефремова во МХАТ кроме того рядовым актером, просили его возглавить театр! Это стало безотносительной победой, отказаться от которой было выше его сил.

В первой половине 70-ых годов XX века Ефремова официально утвердили главным режиссером МХАТа. «Современник» был в шоке. Ефремова обвиняли в предательстве, не смотря на то, что никакого предательства не было — он реализовал собственную заветную мечту создать принципиально новый театр. Сейчас «Современник» имел возможность жить и без него — театр возглавила Галина Волчек.

Юность прошла, а зрелость — Ефремову перевалило за сорок — потребовала иного масштаба, основная драматическая сцена страны в данный масштаб укладывалась. Кто-то его осознал и отправился за ним во МХАТ, кого-то он утратил окончательно. Но так уж был устроен Ефремов, и в этом его многие упрекали: в жертву собственной идее, собственной основной страсти — театру — он приносил соратников, друзей, любимых дам, собственное здоровье.

Ставя очередную пьесу, он загонял людей и себя до последней крайности, позже уходил в запой минимум на несколько недель, кое-как восстанавливался и шел дальше. Что происходило наряду с этим с истерзанными им актерами, не интересовался. Либо делал вид, что не интересовался. Одни сгорали, кроме того в прямом смысле, — как Елена Майорова, другие уходили из театра — как Олег Александр и Борисов Калягин, кто-то являлся верой и правдой, но впадал в тот же болезнь, что и главреж.

Он замечательно об этом знал, но в противном случае не имел возможности, а вот совесть… в один раз, сидя у него дома, Людмила Петрушевская упомянет о сравнительно не так давно погибшей Елене Майоровой.

По окончании паузы — а молчать Ефремов умел как никто второй, и не только на сцене! — он согласится, что бессонными ночами, каковые случаются все чаще, «они» к нему приходят. И постучит по спинке любимого кресла, куда, нужно осознавать, эти ночные гости садятся для беседы с хозяином… Живи он на данный момент, его назвали бы харизматичной личностью: он постоянно оказывался в самой гуще людей и событий — полностью собственный, надежный, понятный, — но наряду с этим в центре и как бы пара со стороны и сверху. Не из снобизма, по праву фаворита.

Его обожали самые прекрасные и самые гениальные дамы Москвы, он их также обожал — недолго и неверно, даря только тот сердечный жар, что оставался от работы. Будущее отплатила ему сполна. В последние годы страданий, душевных и физических, рядом были чужие люди: актриса Татьяна Медна — супруга Бориса Щербакова, которую Ефремов назначил завтруппой, и Татьяна Горячева — ассистент главрежа. О том, что он желал ее видеть, Алла Покровская определит лишь на похоронах.

В последние его дни дети — Михаил и Настя — будут заняты собственными делами, труппа МХАТа уедет на гастроли. Безжалостное одиночество гения… 24 мая 2000 года Ефремова не стало.

Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Сергей Амроян

Олег Ефремов. Один сутки Олега Николаевича. ЖЗЛ.


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Олег даль: инородный артист

    Олег Даль: инородный артист 25 мая исполнилось бы 70 лет очень способному актеру. За собственную жизнь он так и не взял ни одного официального звания, но по окончании…

  • Олег даль: его сгубила мания совершенства

    Олег Даль: его сгубила мания совершенства 3 марта 1981 года, другими словами 30 лет назад, погиб Олег Даль – один из самых знаменитых советских актеров, что за…

  • Олег янковский: великий сказочник

    Олег Янковский: великий сказочник Олега Янковского именуют счастливчиком. И не напрасно. Одно его поступление в театральное училище чего стоит: как-то летним…

  • Олег попов: «плачьте лишь от хохота!»

    Олег Попов: «Плачьте лишь от хохота!» Возвращение Солнечного клоуна на родину растянулось на продолжительные 25 лет. Зря Олег Попов опасался, что за это время…

  • Уве болл: сумасшедший гений нехорошего кино

    Уве Болл: сумасшедший гений нехорошего кино Если бы английские ученые решили составить рейтинг утверждений, возможность произнесения которых пытается к нулю,…

  • Актер олег басилашвили: в мхат меня не забрали по посредственности

    Актер Олег Басилашвили: В МХАТ меня не забрали по посредственности В Санкт-Петербурге сравнительно не так давно завершились торжества по случаю 90-летия Громадного драмтеатра…

  • Олег табаков: «мне в жизни фартило»

    Олег Табаков: «Мне в жизни фартило» Учу «непоротое» поколение – Олег Павлович, как вы себя чувствуете в собственный юбилейный год? Так как, по-любому, 80 лет –…

  • Олег погодин: «зрителя не заманишь!»

    Олег Погодин: «Зрителя не заманишь!» Олег Погодин уже далеко не новичок в кинематографе – за его плечами многосерийный телефильм «Отчизна ожидает» и боевик…