О чем фильм «левиафан»: мнение кинокритиков и создателей

О чем фильм «Левиафан»: вывод создателей и кинокритиков

В Российской Федерации около «Левиафана» разразился скандал. Сперва продюсеры фильма «Горько!» Илья Дмитрий и Бурец Нелидов написали открытое письмо, выступая в протест выдвижения «Левиафана» на «Оскар» от России. Сейчас активисты Ассоциации православных специалистов выступают против картины Андрея Звягинцева.

Они уверены в том, что лента порочит Русскую православную церковь (РПЦ) и отечественное национальное устройство. Начальник ассоциации Кирилл Фролов объявил, что «Левиафан» есть злом и его направляться снять с проката, поскольку зло не должно оказаться на экранах. «Мы попросим министерство культуры не допустить выхода фильма на экраны», — сообщил он.

Тем временем фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», взявший в прошедшем сезоне «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, в текущем году уже удостоился «Золотого глобуса», премии Интернациональной федерации кинопрессы, премии Английского сообщества кинокритиков в номинации «Лучший фильм на зарубежном языке» и попал в шорт-лист «Вручения Оскара». Мы решили разобраться, о чем же картина «Левиафан», сколь полюбившаяся зарубежным кинокритикам, столь и «насолившая» Ассоциации православных специалистов.

История, поведанная в социальной драме Андрея Звягинцева, разворачивается в серой и беспросветной провинции. Механик Николай (Алексей Серебряков) живет на морском берегу с женой и сыном. Любимая им дама (Елена Лядова) приходится мальчику мачехой, и их отношения складываются не лучшим образом.

Но настоящая беда приходит, в то время, когда власти решают забрать у механика дом, приспособив его под собственные потребности. Коррумпированный глава горадминистрации (Роман Мадянов) забирает почву у гениального и выпивающего механика. Вместе с сыном и женой-ребёнком Николай обязан высвободить дом, что когда-то выстроил собственными руками на берегу холодного моря. Он обращается за помощью к собственному товарищу по армии, что сейчас трудится юристом в Москве (Владимир Вдовиченков).

Тот приезжает на помощь с папкой компромата. Но хеппи-энда не будет. В картине Звягинцева государство и имеется тот бессердечный Левиафан, что поглощает простых людей.

А ведь любая будущее, кроме того мелкого человека, неповторима и бесценна. В этом вся катастрофа.

О чем фильм «левиафан»: мнение кинокритиков и создателей

Зарубежные кинокритики о фильме «Левиафан»

Зарубежная пресса запестрела рецензиями на картину Андрея Звягинцева сразу же по окончании того, как ее в первый раз продемонстрировали на Фестивале кино в Каннах в прошедшем сезоне. Новая волна дискуссий за границей хлынула по окончании того, как «Левиафан» завоевал «Золотой глобус». И не стихает до сих пор.

Французы первыми отметили фильм: «Левиафан» взял в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за лучший сценарий. Основанный журналистами самой авторитетной газеты страны Liberation новостной сайт RUE89 так воображает фильм Андрея Звягинцева читателям: «Это одновременно и политическая критика (настоящий валун в огород нынешнего русского режима с его повальной коррупцией), и выполненное тревоги рассуждение на тему зла, и проблематика взаимоотношений с страной (наименование фильма перекликается с политическими рассуждениями и библейской тематикой Томаса Гоббса)».

Свидетельством того, что в Британии высоко оценили ленту отечественного режиссера, стала премия Английского сообщества кинокритиков, которую завоевал «Левиафан» в номинации «Лучший фильм на зарубежном языке». В самой массовой британской газете Daily Mail о картине Звягинцева пишут как о «депрессивной истории о том, как повседневная жизнь в Российской Федерации пропитана коррупцией, водкой и церковной властью». Причем, как утверждают английские журналисты, в особенности пропитана последней, поскольку храбрецы всегда пьют водку прямо из бутылок — и на деловых встречах, и на протяжении дружеских застолий, и стреляя по мишеням.

Еще одна авторитетная английская газета, The Guardian, именует фильм «Левиафан» «по-настоящему грандиозным», упрекая остальных русских режиссеров в том, что они берут более узкие темы и занимаются более эргономичными сюжетами. «Госслужащие неизменно говорят о русском уголовном кодексе, цитируют сборник законов. Но все это думается бессмыслицей. Основное в нашем мире — это деньги и власть.

В сценах в зале суда глава суда невнятно зачитывает обвинения и вердикты посредством робота. Безотносительный абсурд!» — пишет журналист The Guardian.

Российские кинокритики о фильме «Левиафан»

«Отбросив эмоции и включив разум, кроме того ненавистник фильма обязан признать: из всего, что сняли в Российской Федерации за последний год, у него самые громадные шансы привлечь интерес и завоевать симпатию Американской академии», — вычисляет широко известный отечественный кинокритик Антон Равнин. — Необходимо помнить, что Российская Федерация в этом сезоне в моде, а Российская Федерация нонконформистская — вдвойне. Сведения о неодобрении фильма министром культуры Мединским и цензурных сложностях, связанных со звучащей в том месте матерной речью, смогут стать другим фактором в пользу «Левиафана». В итоге, первый китайский номинант «Вручения Оскара» Чжан Имоу имел сходные сложности с прокатом на родине, а первого оскароносного иранца Асгара Фархади чудесным образом допустили до киноэкранов по окончании его публичного выступления в поддержку сотрудника — политического заключенного Джафара Панахи».

Кинокритик Юрий Гладильщиков для Stengazeta.net: «Смешно, в то время, когда сейчас кроме того продвинутые критики утверждают, словно бы «Левиафан» запланирован на западное сознание. Ничего аналогичного! Запад в лице Европы не осознал главного. «Левиафан» не просто личная история о ужаснейшей несправедливости, но и политическое высказывание о сути современной России: о ужасном Левиафане, коррумпированном стране без чести и совести, где церковь крышует власть, а Христос практически приватизирован преступниками».

Кинокритик Андрей Плахов на страницах «Коммерсанта»: «Левиафан» — могучее эпическое чудище, вылезшее из глубинных недр русском судьбе. В нем пульсирует напряженный публицистический нерв: так как речь заходит о бессилии человека перед властью — кроме того не вертикалью, а именно горизонталью, аналогичной обманчивой глади Баренцева моря».

Андрей Звягинцев о фильме «Левиафан»

«Левиафан» стал ответом на очень многое из того, что происходит сейчас в стране, но это было только толчком к созданию фильма, разглядывающего куда более серьёзные неприятности людской бытия, чем легко и лишь актуальную и злободневную возможность», — поведал Андрей Звягинцев в интервью Антону Равнину для «Афиши».

Мысль фильма появилась у режиссера, в то время, когда он услышал от собственной переводчицы в Америке, которая была его помощником на съемках новеллы для альманаха «Нью-Йорк, я обожаю тебя», историю сварщика Химейера из Колородо, бульдозером уничтожившего цементный завод, пробовавший отобрать у него дом. Звягинцева, он утвержает, что практически «обожгла» эта история. Это вправду настоящий случай, что случился в Соединенных Штатах. Услышав о нем вскользь, режиссер решил снять фильм.

Он убеждал соавтора Олега и своего друга Негина, что эта история хороша громадного кино.  

«Фильм «Левиафан» являет собой историю целиком и полностью укорененной, дышащей отечественным, что именуется, русским климатом духовным, этическим климатом, социальным климатом и без того потом… — сообщил в программе «Совместно» канала «Мир 24» Андрей Звягинцев. — Это русский фильм о русском человеке, обращенный к русскому человеку, к его разуму, к его совести. Дабы он наконец-то почувствовал, что он свободен. Вот о чем фильм».

«Фильм не о поселке Териберке и не о Кировске, — пояснил режиссер. — Желаю вам вот что сообщить: поселок Териберка — это место, где мы видим дом Николая, неспециализированные замыслы, и на том берегу реки Териберка сам поселок пребывает в плачевном состоянии. Мы додекарировок никаких не делали. Все, что вы видите в кадре, — это имеется настоящее положение дел.

Это художественное произведение. Это не документальный фильм о том, как на Севере живется не хорошо. На Севере замечательно!

Как раз за счет того, что в том месте спасительно небо, горы, пространства эти дикие, каковые отрывают тебя от центра, дают тебе осознать, что ты свободен».

«Если бы остался в фильме лишь один архиерей, это было бы неправдой. Это могучее существо — Левиафан, которое, по сути, произрастает из нас самих. И, фактически, об этом фильм, что мы и отечественная власть и имеется продолжение нас самих. Я сказал вам о том, что церковь — это мы все, а не священники лишь.

И без того потом», — подытожил в интервью в программе «Совместно» канала «Мир 24» Андрей Звягинцев.

Актеры о фильме «Левиафан»

Актер Алексей Серебряков, сыгравший гениального и выпивающего механика Колю в «Левиафане», в интервью «Собеседнику» заявил: «Я по большому счету считаю, что «Левиафан» — самая сильная картина Звягинцева. И никакого другого храбреца, никакого бунта в конце в том месте не могло быть  как раз вследствие того что храбрецу противостоит Левиафан. Я частенько слышал эту твою теорию, что нужно отгородиться от страны, не конфликтовать с ним, а создавать параллельный мир. Ну вот, храбрец в том месте создал.

А государство пришло и данный мир срыло. Нет, мало данной параллельности — никого она не спасет».

Исполнительница ключевой женской роли в «Левиафане» — работницы рыбной жены и фабрики механика Коли — Елена Лядова в интервью «Ленте.ру» сообщила: «Я игралась простую русскую даму. Со всеми страданиями, надеждами и чаяниями на лучшее и красивое».

Актер Владимир Вдовиченков, воплотивший на экране юриста из Москвы, в интервью «Ленте.ру» согласился: «В то время, когда я наблюдал «Левиафан», мне было горько. Я плакал от понимания того, как ожесточённа не редкость жизнь по отношению к человеку. У меня было большое количество чувств, и мне хотелось бы, дабы те же эмоции испытал и зритель.

Мы для того и делаем кино, дабы человек посмеялся и поплакал, а позже вышел из кинозала и сообщил: «Линия забери, может, нужно все поменять и, возможно, нужно начать с себя?» Это моя совершенная мечта: мне хочется, дабы зрители вышли с этими ощущениями».

Актер Роман Мадянов, выполнивший роль коррумпированного главы горадминистрации в «Левиафане», в интервью «фактам и Аргументам» поведал о съемках на Кольском полуосторове: «Мы наслаждались природой! Это изумительное место, легко космос. Осенняя тундра — это что-то потрясающее и невообразимое. Я неоднократно в том месте бывал на рыбалке, и любой раз, приезжая в том направлении, я поражаюсь мощи северной природы.

Я замечательно осознал, из-за чего Андрей выбрал именно это место для съемок: оно воистину фантастическое».

Смотрите фильм «Левиафан» в прокате с 5 февраля. 

О «Левиафане» говорят обитатели села, где снимали фильм (новости)


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: