Михаил булгаков: жизнь, творчество, экранизации

Михаил Булгаков: жизнь, творчество, марта

3 и 4 экранизации канал «Российская Федерация» продемонстрирует «Белую гвардию» — самую масштабную экранизацию романа Михаила Афанасьевича Булгакова. Экранизировать этого писателя неизменно тяжело из-за глубины и многослойности его идей, но многие режиссеры много раз пробовали это делать. Некоторым кроме того получалось передать неповторимый трагикомический дух романов и повестей Булгакова. «Около ТВ» незадолго до премьеры «Белой гвардии» решил отыскать в памяти жизнь писателя, творчество и самые узнаваемые фильмы, снятые по мотивам его произведений.

Михаил Афанасьевич Булгаков появился в Киеве в первой половине 90-ых годов XIX века в семье доктора наук Киевской духовной академии и был старшим ребенком. В 1909 году он окончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета Шевченко, выпускником которого стал в 1916-м. Проработав недолго в прифронтовых больницах, он был направлен в земскую поликлинику Смоленской губернии в качестве лекаря и именно там в первый раз попытался писать.

Булгаков был храбрым доктором и решался на сложные операции, каковые значительно чаще заканчивались благополучно. в один раз, сделав трахеотомию ребенку, он, опасаясь заражения, сделал себе прививку, в результате которой развился сильный зуд. Дабы уменьшить его, Булгаков вколол морфий.

Безобидная, казалось бы, инъекция переросла в наркотическую зависимость, и лекарь был должен покинуть поликлинику. Его перевели в Вязьму с пометкой «по заболеванию»… Первая супруга Булгакова Татьяна Лаппа вспоминала, что морфинизм мужа не был лишь только следствием случайности: юный доктор попал в зависимость вследствие того что его угнетала воздух бедного земства, образованности и отсутствие перспектив, а наркотик помогал забыть об этом и погрузиться в мир иллюзий.

Михаил булгаков: жизнь, творчество, экранизации

Перевод в Вязьму не помог Булгакову. Город был таким же унылым и неинтересным. Он начал колоть морфий два раза в сутки, опустошая местные аптеки (брать наркотик ему помогало удостоверение доктора). Доходило до того, что супруга писателя целыми днями бегала по фармацевтам, пробуя дотянуться морфий.

По окончании просьб и долгих уговоров ей удалось настоять на том, дабы возвратиться в Киев, где Булгаков посредством отчима избавился от морфинизма и занялся личной врачебной практикой.

Связанные с потреблением наркотиков страдания легли в базу автобиографического рассказа «Морфий», вошедшего в цикл «Записки юного доктора». Эта тема позже не оставляла писателя всю жизнь: в самом его популярном романе «Мастер и Маргарита», к примеру, Булгаков делает морфинистом Ивана Бесприютного. По окончании укола наркотика бывший поэт снова и снова видит как словно бы наяву Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.

По мотивам «Записок» и «Морфия юного доктора» в 2008 году Алексей Балабанов снял фильм, привёдший к неоднозначной реакции критиков и зрителей. Сценарий к картине написал Сергей Бодров-младший, разрешив себе отступления от оригинала, а по окончании того, как Балабанов наложил на сценарий собственный осмысление неприятности, сюжет и вовсе стал очень сильно различаться от произведений Булгакова.

Но возвратимся к биографии писателя. На протяжении Гражданской войны его мобилизовали на фронт в качестве доктора. В том месте Булгаков пишет роман «Белая гвардия» о политической борьбе между красными и белыми на Украине. Прототипом одного из храбрецов стал младший брат писателя Николай, а воздействие начинается в городе, в котором угадывается Киев.

Обрисованный же в романе дом с точностью до мелочей напоминает дом на Андреевском спуске, в котором появился и жил сам автор.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века, еще до выхода «Белой гвардии», Булгаков вступает в Альянс писателей, но творчество его остается непризнанным в среде критиков . За десять лет, пока Булгаков был в данной организации, выходит 298 негативных и всего три доброжелательные рецензии на его произведения.

В 1925 году, спустя год по окончании издания «Белой гвардии», Булгаков пишет пьесу по мотивам собственного романа «Дни Турбиных». Она понравилось Сталину, и, быть может, именно это спасло потом Булгаков от репрессий. Но вождь признал, что эта пьеса носит антисоветский темперамент.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века режиссер Владимир Басов экранизировал пьесу. В трехсерийном одноименном фильме сыграли такие прославленные актеры, как Андрей Мягков, Валентина Титова, Олег Басилашвили, Василий Лановой. В скором будущем на канале «Российская Федерация» состоится премьера картины, снятой по роману «Белая гвардия», экранизировать которую взялся Сергей Снежкин. Ленту снимали конкретно в Киеве: на Андреевском спуске, в доме Булгакова, и в других обрисованных писателем местах.

Ключевую роль – Алексея Турбина – в сериале играется Константин Хабенский, а его партнерами стали Сергей Гармаш, Михаил Пореченков, Евгений Дятлов, Сергей Маковецкий, Федор Сергеевич Бондарчук, Алексей Серебряков.

По большому счету 1925 год делается заметным для Булгакова. Он во второй раз женится (его женой стала Любовь Евгеньевна Белозерская) и пишет одну из собственных самых заметных повестей – «Собачье сердце». Она была через чур антисоветской. Услышавшие ее на публичном чтении признали, что в первый раз литература стала собой и постаралась осмыслить революцию 17-го года. Советская власть была обижена «Собачьим сердцем», и произведение запретили.

В первый раз в СССР оно было издано только во второй половине 80-ых годов XX века, другими словами через 47 лет по окончании смерти автора.

Но вынудить забыть о повести советским влияниям так и не удалось. Цитаты из нее, благодаря самиздату, пошли в народ еще до публикации произведения: «Бить станете, папаша?», «В очередь, сукины дети, в очередь!», «Господа все в Париже!», «Разруха не в клозетах, а в головах!», «Успевает везде тот, кто никуда не спешит» и другие.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века Владимир Бортко экранизировал «Собачье сердце». Данный фильм входит в копилку шедевров советского кинематографа. Хотя передать воздух 20-х годов, режиссер применял особые фильтры «сепия» на камеры.

Данный прием был новаторским, и потом Бортко пользовался им, трудясь над «Идиотом» и «Маргаритой и Мастером».

Главные роли в картине выполнили Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников и Борис Плотников. Бортко желал предложить сыграть Шарикова Николаю Караченцову, но по окончании встречи с Толоконниковым осознал, что лишь данный актер сможет правильно сыграть человека с собачьим сердцем. Зрители до сих пор не забывают, с каким смаком, смешанным с презрением, он произносил фразу: «Мы день назад котов душили-душили…» А вот частушек Шарикова в книге не было.

Их специально для фильма написал Юлий Ким.

Из-за запрета на «Собачье сердце» Михаила Булгакова был должен заняться написанием пьесы «Бег». Дело в том, что в счет постановки запрещенной повести МХАТ выдал писателю задаток, что нужно было отрабатывать. В базу «Бега» вошли воспоминания Белозерской об эмигрантской судьбе и мемуары белого офицера, но произведение кроме этого не разрещалось: советской власти не пришолся по нраву образ белых. За пьесу вступился Максим Горький, и доводы влиятельного пролетарского писателя были приняты.

МХАТ приступил к репетициям. Но поставлен «Бег» так и не был: Неприятный на время уехал из Москвы, и пьеса осталась без защитника… Газеты обрушились на Булгакова с яростной критикой. Заголовки разгромных статей гласили: «Бег назад должен быть приостановлен», «Тараканий набег», «Ударим по булгаковщине». Позднее эти заголовки были повторены в романе «Мастер и Маргарите», лишь в том месте критики предлагали ударить по пилатовщине.

Из репертуара театров стали исчезать и другие пьесы Булгакова.

В первой половине 70-ых годов XX века Владимир Наумов снял фильм «Бег», что был написан по мотивам сходу трех произведений писателя – «Бег», «Чёрное море» и «Белая гвардия». Эта экранизация примечательна тем, что съемочную группу консультировала третья главная женщина и жена Булгакова в его жизни – Елена Сергеевна Шиловская. Именно она придумыла кое-какие сцены, которых не было в книгах. Владимир Наумов признавался, что из-за Елены Сергеевны на площадке всегда чувствовалось присутствие самого Булгакова.

В год выхода фильма Елена Сергеевна погибла.

По окончании запрета пьесы «Бег» Михаил Афанасьевич отправился путешествовать на Кавказ, в том месте у него появился план его основной книги – романа «Мастер и Маргарита».

Писать «рукопись, которая не горит», Булгаков начал во второй половине 20-ых годов XX века, но так и опоздал ее завершить. Одвременно с этим он познакомился с Еленой Шиловской. История Маргариты – это ее история.

Она, так же как и героиня книги, была замужем, помогала Булгакову пережить литературную травлю, и совершенно верно равно как и Мастер, Булгаков сжег первую черновую версию романа о сатане. Как раз по требованию Елены Сергеевны он продолжил воплощать план, но сейчас уже в историю о приходе Сатаны в Москву добавил Маргариты и линию Мастера, поведав об отношениях со своей последней музой. Под видом «плохой квартиры» он обрисовал квартиру, в которой жил сам.

Сейчас дом 302-бис на Громадной Садовой улице в Москве – любимое место самых различных людей: начиная от поклонников литературы и заканчивая сатанистами.

Сам Булгаков именовал «Мастер и Маргариту» главным делом судьбы. В рукописи романа была кроме того сделана пометка: «Успеть дописать перед тем, как погибнуть».

Он писал жене:

«Что будет?» – ты задаёшь вопросы. Не знаю. Возможно, ты уложишь его в бюро либо в шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и время от времени будешь вспоминать о нем.

Но, мы не знаем отечественного будущего.

Собственный суд над данной вещью я уже совершил, и, в случае если мне удастся еще мало немного поднять финиш, я буду вычислять, что вещь заслуживает корректуры и того, дабы быть уложенной в тьму коробки.

Сейчас меня интересует твой суд, а буду ли я знать суд читателей, никому неизвестно».

Дни написания романа были самым тяжелым для Булгакова временем: в семье не было денег, по причине того, что его отказывались печатать. Автор кроме того решился на отчаянный ход и позвонил Сталину. Содержание этого беседы до сих пор неизвестно, но имеется версия, что Булгаков просил дать добро ему эмиграцию.

Сталин не разрешил, но дал совет устроиться трудиться во МХАТ режиссером, иными словами, отойти от литературы.

Михаил Афанасьевич Булгаков погиб в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Елена Сергеевна берегла роман в надежде когда-нибудь все-таки его опубликовать. В ее квартире проводились неоднократные обыски, но сотрудникам НКВД найти рукопись так и не удалось.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века, по окончании «оттепели», роман дошел до собственного читателя, и сразу же по окончании его публикации по Москве прокатился слух о новом великом произведении.

На сегодня «Мастер и Маргарита» – самая узнаваемая книга Булгакова. Многие режиссеры пробовали экранизировать это произведение. Первая попытка была предпринята в первой половине 70-ых годов двадцатого века в ФРГ, после этого – в Польше, Великобритании и югославии.

А вот в Российской Федерации режиссерам, хотевшим снять «Мастер и Маргариту», не везло. Первым, кому дали приступить к съемкам, был Элем Климов. Об этом кроме этого грезил и Владимир Наумов, но ему не разрешили это сделать госслужащие. Позднее Наумов говорил, что в один раз ночью к нему явился призрак Елены Сергеевны и предотвратил, что Климов картину не снимет, и по большому счету никто не снимет.

Пророчество жены Булгакова сбылось: съемки были свернуты.

Автор сказал про собственную жену, что она была колдуньей. Привычные Елены Сергеевны также отмечали в ней что-то дьявольское: к примеру, говорили, что ей возможно было позвонить к себе и позвать на встречу в второй финиш Москвы, куда она прибегала за страно маленькое время. Ни один транспорт не имел возможности доставить человека из одного финиша города в второй так скоро. «Лишь метла», – шутили привычные Булгаковой.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века к съемкам «Маргариты и Мастер» приступил Юрий Кара. Картина снималась тяжело. В съемочный процесс всегда вмешивались то природные, то денежные неприятности, но ему все-таки удалось закончить. Действительно, и тут фактически сбылось пророчество Елены Сергеевны: фильм 17 лет пролежал на полке из-за неприятностей с авторским правом и только в 2011 году дошел до зрителя.

Юрий Кара увидел, что Мастер не имел возможности опубликовать «Понтия Пилата», Булгаков не имел возможности издать «Мастера и Маргариту», а ему не получалось выпустить на экраны собственный фильм.

В 2005 году к экранизации романа приступил Владимир Бортко. В этот самый момент уже обошлось без мистики. По всей видимости, Елена Михаил и Сергеевна Афанасьевич были не против таковой трактовки произведения.

Говоря об экранизациях Булгакова, нельзя не отыскать в памяти напоследок еще один фильм, вошедший в копилку советских киношедевров, – это комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Пьеса Булгакова «Иван Васильевич», написанная во второй половине 30-ых годов двадцатого века, осталась незамеченной в литературе, но легла в базу любимого всеми фильма. Так экранизация была известнее литературного оригинала.

Юлия Шершакова

Михаил Булгаков. Биография. рассказы и Романы


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: