Леонид неведомский: «мотыль взял меня со школьной скамьи…»

Леонид неведомский: мотыль взял меня со школьной скамьи...

Леонид Неведомский: Мотыль забрал меня со школьной скамейки…

заслуженый артист России Леонид Неведомский — один из лучших актеров петербургской сцены. Не секрет, что глубинка знает столичных звезд по большей части по кино- и телефильмам. «Неведомский? Кто это? — Не знаю. — Не помню». Так говорили мне практически все иркутяне, кому я говорила об этом артисте. Но стоило продемонстрировать его фотографию, как тут же слышала:  — Ну, само собой разумеется, знаю!

не забываю! Хороший артист. (Это — зрители старшего поколения, наблюдавшие по многу раз фильмы «Мачеха», где Неведомский великолепно играется с Дорониной, и «Монолог» — с Нееловой. «Мачеху» сравнительно не так давно снова показывали по ТВ). — Знаю-знаю! (Это — среднее и молодёжь поколение, те, кто сейчас наблюдает телесериалы «Убойная сила» и «Агент нацбезопасности»).  Я заметила Леонида Витальевича в Петербурге на театральных сценах.

Это были прекрасные работы! Захар в «Обломове» и Жан Вальжан в «Отверженных», роль отца Андрея Миронова в спектакле «О, шут мой, я схожу с ума!» (театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова), и вдобавок спектакль с его участием «Перед заходом солнца» в известном БДТ имени Г.А. Товстоногова, где актер помогает с 1967 года.

За роль обломовского слуги Захара Леонид Неведомский взял Высшую театральную премию Петербурга «Золотой Софит» (номинация «Лучшая мужская роль», глава номинационного совета — народный артист СССР Кирилл Лавров).  Домашние заботы  Мы встретились побеседовать с Леонидом Витальевичем днем в театре, куда он пришел специально для интервью, пока его внук Артемий по окончании детского сада обучался в «нулевом» классе колледжа.

Забрать Тему (еще одно имя любимого внука — Теша) из детсада, отвезти в колледж, привезти к себе — все это выпало в тот сутки «на долю» деда.  — Что, больше некому? — задаю вопросы я. — Некому. У жены моей, Валентины, занятия. Она психолог, кандидат наук, преподает в Академии МВД.

Дочка Полина также занята.  (Полина Неведомская, педагог-балетмейстер по профессии, трудилась в Ленинградском «Мюзик-холле», позже танцевала в Финляндии, в балете «Анна Каренина». на данный момент — хореограф театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова). — Кстати, вы желали видеть Полину актрисой?  — Нет, упаси всевышний! Я сделал все, дабы она ею не стала. Она превосходно поступила в университет Герцена, педагогический, на исторический факультет, с зарубежным языком, сдала все на превосходно.

Проучилась полгода и убежала в эти танцы. Ну и что? Была бы на данный момент педагогом, история, зарубежный язык… У нее были бы здоровые ноги, нестертая поясницы, несдвинутые позвонки. Балетный труд — он как у спортсменов.

Что с ней дальше будет? Я опасаюсь… У нее позвоночник, колени хуже, чем у меня, 62-летнего…

Байкал, омуль, съемки  — … Так вы, Светлана, из Иркутска? У меня с этим городом связаны хорошие воспоминания о съемках фильма — второго в моей жизни — «Источник». В основных ролях были Дзидра Ритенбергс (такая узнаваемая, прекрасная актриса, она на данный момент режиссёр в Риге.

Мое поколение не забывает ее по фильму «Мальва») и Владимир Кашпур, мхатовский артист, роскошный, прелестный. Они грандиозно вдвоем игрались! Я был счастлив, что забрали Дзидру, по причине того, что по окончании смерти мужа Евгения Урбанского (он погиб, как вы, возможно, понимаете, на съемках фильма «Директор») ей было весьма не легко, она была одна с дочкой Женечкой. Все мы жили на озере Байкал. Ездили на машине по этим прекрасным местам. Тогда, 35 лет назад, в том месте было так чисто!

С болью, печалью определю о том, как Байкалу не хорошо сейчас. Слава всевышнему, что вам оказывают помощь студенты, школьники, чужестранцы, очищают от мусора берег…  … А ваш омуль, о-о-о! не забываю, я привозил его режиссеру Илье Авербаху, у которого параллельно снимался в «Степени риска», в одной из первых его картин и одной из моих любимых. В том месте игрались Борис Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова — роскошные артисты! И я рядышком с ними…  Об Иркутске у меня весьма утепленные воспоминания.

Я сравнительно не так давно отдыхал, лечился в Железноводске, познакомился в том месте с иркутянами. Они педагоги, жены, превосходные люди. Сибиряки — они какой-то особенной масти, которая ни с кем не сравнима.

У меня когда-то была студентка из Сибири, Люда Шепкова. Я сейчас жалею, что не женился на ней. Мне думается, если бы я женился на сибирячке, у меня была бы весьма добротная судьба…

  Пьесы  — По гороскопу я Кот. Кот, говорю я, что гуляет сам по себе. Я всю жизнь — и по сей день — один.

  БДТ — это четвертый мой театр. Я начинал в Свердловске, в ТЮЗе, в то время, когда мне было 16 лет. Меня пригласил в том направлении из школы N 36 узнаваемый режиссер Владимир Яковлевич Мотыль. Это позже он стал известным режиссёром («Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья»…). А тогда главенствовал режиссером ТЮЗа, превосходным театральным режиссером.  — Значит вы из Свердловска?  — Нет, я появился в Витебске. А жил на Дальнем Востоке, в Хабаровске.

В Свердловске же прожил вторую половинку молодости. В том месте похоронены мои мама, бабушка.  Из Свердловска я переехал в Новгород, в то время, когда Мотыль ушел в кино, поступил в Новгородский областной театр драмы. Оттуда — в Мурманск, в театр Северного флота. Позже решил покинуть актерскую профессию. Я же не обучался нигде, Мотыль забрал меня со школьной скамейки. Я большое количество игрался во всех трех театрах. Но я постоянно страдал, и по сей день мучаюсь, что занимаюсь данной профессией.

  Мои родители были докторами: папа — врачом, мать — биологом. Их в далеком прошлом нет. Я с 14 лет живу один. Все, что я в данной жизни сделал, все, что у меня имеется, — я сделал один, собственными руками, зубами, без какой-либо посторонней помощи — ни папы, ни мамы, ни моего любимого старшего брата. Я привык большое количество трудиться — в одном театре, в другом… Имеется вольный промежуток — занимаюсь песнями.

  Мой родной театр в Ленинграде — БДТ имени Товстоногова. 35 лет назад я пришел ко мне. Счастливо проработал 22 года с Георгием Александровичем Товстоноговым.

13-й год тружусь под управлением Кирилла Юрьевича Лаврова и весьма обожаю его и как артиста, и как человека, личность. Он умница, порядочный человек, мне с ним трудиться отлично. И я ему весьма благодарен за то, что он сохранил отечественный театр. Так как по окончании смерти Товстоногова многие говорили, что БДТ упадёт. В действительности он делается вторым, изменяется. Вторая режиссура, вторая культура, другие артисты и другой зритель.

Ушло поколение замечательных, великих, выдающихся актеров: Евгений Лебедев, Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Ефим Копелян, Вадим Медведев, Валентина Ковель, Мария Александровна Призван-Соколова… — это все база Товстоногова. Вместе с ними ушли и пьесы. Но мы пробуем держать тот дух. Остались Николай Трофимов, Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Нина Алексеевна Архиина, сам Лавров. на данный момент, к сожалению, весьма болен Всеволод Анатольевич Кузнецов.

Слава всевышнему, что имеется Алиса Бруновна Фрейндлих. Она пришла позднее, также товстоноговская актриса. Звезда, актриса номер один не только в БДТ, в Санкт-Петербурге — в Российской Федерации… Для меня в Российской Федерации имеется две актрисы, от которых легко возможно погибнуть. Это Инна Чурикова и Алиса Фрейндлих. А из киноактрис — Нонна Мордюкова, выше всех! Необычная совсем мощь, сила.

И Татьяна Доронина, с которой мне посчастливилось совместно трудиться: мы игрались мужа и жену в фильме «Мачеха». До сих пор эту картину три-четыре раза в год показывают по телевидению. Будущее свела нас сравнительно не так давно, по окончании 27 лет, прошедших со съемок «Мачехи». В честь 100-летия великого артиста Николая Константиновича Симонова была создана премия его имени. И 4 декабря Доронина приехала из Москвы приобретать эту премию. И мне всевышний отправил эту премию.

Так мы встретились…  — на данный момент в БДТ у вас нет центральных ролей…  — Мне на БДТ грех жаловаться. Я столько ролей в том месте за собственную жизнь сыграл! И хороших, и средних, и мелких, и эпизодов. Да, при Товстоногове я сыграл большое количество больших ролей. на данный момент меньше играюсь (на данный момент мы меньше играем), и роли мельче стали. Приходят новые режиссеры, у них собственные привязанности, они приглашают вторых артистов.

Но у меня нет никакой обиды. В то время, когда я буду нужен, меня позовут. Допустим, на данный момент я наблюдаю пьесы БДТ.

Ну нет роли для меня! Играются, скажем, Геннадий Андрей и Богачев Толубеев. Мне не сыграть так, как играются они. Они играются лучше.  Товстоногов забрал меня в БДТ, взглянув мою дипломную работу — роль Несчастливцева в спектакле «Лес»по Островскому.

Но в то время, когда режиссер Шапиро из Москвы начал ставить «Лес», то пригласил другого актера. Казалось бы, забери Неведомского, «готового» Несчастливцева, я трагик, у меня голос! Но он весьма верно сделал, что забрал совсем безголосого, для того чтобы культурного, грандиозного артиста Сергея Грейдена, что, казалось, совсем не Несчастливцев.

И оказалось превосходно. А Андрюшка Толубеев — очень способный Счастливцев! И прелестно! Этакая пара! А если бы был Леня Неведомский — это был бы ветхий театр 19 века, классическое, неинтересное ответ.

Слава всевышнему, что мне не дали Несчастливцева! Вышел бы на позор…

Кино  — на данный момент я снимаюсь редко. И в малых дозах. Допустим, сериал «Империя под ударом», моя серия.

Я играюсь превосходного человека, главы МВД 1902 года, которого убивают в данной же серии. Значит, в следующей меня уже не будет, я никому не надоем. Но я успеваю сыграть темперамент, личность. Либо «Убойная сила». Я отказался сниматься в одной серии, в второй.

Сорокин, красивый режиссер, внес предложение мне сыграть отца храбреца Сережи, которого я весьма обожаю. Папа его живет в деревне, он приезжает ко мне, мы побили немножечко преступников, постреляли, и он уехал. Все, серия закончилась. Либо «Агент нацбезопасности». Я раз отказался в том месте сниматься, два, а в третий не было возможности отказаться: роль хорошая.

Для меня основное, дабы мои сегодняшние роли по теме собственной были близки прошлым. Дабы мне было не стыдно перед теми моими семьюдесятью-восьмьюдесятью ролями (какое количество их было? Я в далеком прошлом счет утратил!)… Что ж ты, родной, игрался-игрался храбрецов, генералов, лейтенантов, солдат, каковые защищали Отчизну, а сейчас?.. Мне вот предлагают сыграть генерала, что в Чечню оружие реализовывает, заказывает убить журналиста… Разве я могу для того чтобы играться? Что мне сообщат мои зрители? «Лень, ты что делаешь?

Тебе не стыдно? Ты деньги получаешь?» И я отказываюсь.  А в «Улицах разбитых фонарей» отказался сниматься раз, два, три, а вот на данный момент, в четвертый раз, ну роль, которую нельзя не сыграть. Это мой человек. Он был летчиком, на данный момент ведет у детей авиакружок. Дети гениальные, такие модели делают! А их выгоняют из помещения на улицу. Новым русским оно необходимо под бани, сауны.

Я начинаю биться-драться за моих воспитанников. Это мне весьма интересно, и я соглашаюсь играться.  Либо в новом сериале «Барон» у того же Дмитрия Светозарова у меня превосходная роль, непохожая на те, каковые я игрался.

У меня в том месте имеется тема: я бьюсь за собственную дочь. Мне основное за кого-то бороться, кого-то защищать. Мой храбрец, работяга, деревенский обитатель, выпивающий, обожает собственную дочь до смерти.

Мне в обязательном порядке нужно, дабы мой храбрец обожал — почву, отчизну, дочь, жену, брата, даму, легко человека, — простите меня, христа для, за такие слова. Он в обязательном порядке обязан обожать и мучиться. Лучше, если он не весьма удачлив и не весьма радостен в любви.

Я больше таких людей играюсь, я и обожаю их играться. Заберите любой мой фильм, в котором я игрался: «Мачеха», «Женское танго», «Возвращение Будулая», «в первых рядах сутки» (моя любимая картина по Ирине Велембовской «Дела домашние»)… Мои храбрецы неудачливы в любви, им не везет, помой-му, нужно обозлиться, а они не злятся. Лучше обожать безропотно, чем не обожать совсем.

Мои парни обожают, и это уже счастье.  И кроме этого в театре. Время от времени говорят: «Я для себя играюсь». Ничего я для себя не играюсь! Я выхожу к зрителям. Они пришли в театр, заплатили деньги. У меня бывают успешные пьесы, бывают неудачные.

Я неровный артист. Сейчас так играюсь, на следующий день — по-второму. Я не могу повторять интонации. В случае если два-три спектакля повторяю, меня это убивает. Я обязан любой раз играться по-новому. А это зависит от того, какой зритель сейчас в зале сидит, какое у меня состояние, какую мне энергетику дарят. А вдруг ее нет, я гибну, умираю.

И тогда начинаю дарить я: «Ну, заберите мою!.. А-а-а, даете мне мало в ответ? Ну и слава всевышнему! Давайте обменяемся…» Мне парни не верят, что мне больше нравится на протяжении спектакля, в то время, когда нет аплодисментов, в то время, когда негромко (слышно, как муха пролетит!), в то время, когда плачут.

В случае если слышу шум, кашель, сопенье, беседы, значит, я утратил зал. Леня, говорю, забери себя в руки! Кому-то со мной прекрасно, а кому-то — плохо.

Как в жизни. Редко бывает, дабы тебе было прекрасно с дамой и ей — с тобой…

Песни  — Вы сравнительно не так давно запели, Леонид Витальевич…  — Да. Ни при каких обстоятельствах не пел! До 60-ти лет! Да я и не пою — напеваю. Это случилось два года назад, случайно. Меня пригласил Рудольф Фурманов по просьбе собственного сына Влада в театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова на роль Захара в спектакле «Обломов». Рудольф трудился со всеми артистами БДТ — со всеми, до самого Товстоногова, не считая меня.  Я начал репетировать Захара.

Сейчас заболел Игорь Дмитриев. Рудольф требует меня: «Замени его в спектакле „Записки сумасшедшего антрепренера“, сыграй мелкий эпизод. А заодно выйди во втором акте, спой что-нибудь». Театр имени Миронова поющий, у Дмитриева — мелодекламация, поэты серебряного века. Я же не просматриваю, под гитару не пою. Фурманов говорит: «Во втором акте нужно в обязательном порядке выйти „звездой“!

Ты — звезда…» Мне это безумно смешно, но однако… И внезапно пришла идея сделать а капелла песню «Ходят кони над рекою…» из фильма «Бумбараш» (ее пел в кино Золотухин). Я решил сделать посвящение артистам, каковые ушли рано. Начинаю с Саши Хочинского, с которым мы большое количество трудились в концертах. Юрий Демич, с которым мы трудились в БДТ.

Юрий Каморный, с которым я снимался. Юрий Богатырев. Павел Луспекаев, актер БДТ.

Олег Даль, Василий Макарович Шукшин. Заканчиваю Ильей Авербахом, у которого я снимался в «Степени риска» и в «Монологе». И Динарой Асановой. И затем пою «Ходят кони…» (На кассете диктофона осталась мне на память запись данной песни в исполнении Л.Н. — От авт.). Зал отлично принимает. Меня попросили спеть эту песню на вечере, посвященном 100-летию Симонова. И внезапно в том месте мне вручают премию! Это был радостный миг.

Актерское счастье — оно так редко. Если оно не редкость, в случае если всевышний его отправляет, — не успеваешь оценить, как уже отправилась жёсткая, тяжелая, трудовая, ожесточённая актерская судьба…  По окончании данной грустной песни, давай-ка, думаю, что-то еще сделаю.

Я весьма обожаю Леонида Утесова, с молодости собственной. Меня и назвали Леонидом в его честь. Забрал из его репертуара «В то время, когда проходит юность…», спел.

Позже, в то время, когда в театре начал готовиться спектакль «О, шут мой…», я поразмыслил, что нужно параллельно еще что-то сделать. Меня взбесило, что нигде нет кассет, дисков Утесова, Марка Бернеса. Да что ж такое?

Я дотянулся через библиотеки, фонотеки ноты, отыскал хороших музыкантов, заказал им аранжировки, сам срежиссировал, сам, простите меня, оплатил, без какой-либо помощи, спонсоров в том месте… Сперва записал три песни, позже еще, еще, а через месяц, думаю, уже выйдет альбом. День назад записывал пятнадцатую песню. Один композитор подарил мне песню «Петербургские дамы», на данный момент сделает мне ее аранжировку, и это будет шестнадцатая.

Кассета будет не для уличной, широкой продажи, а для тех, кто ко мне прекрасно относится. На это меня «спровоцировали» зрители. Они приходят в театр Андрея Миронова (а я пою сейчас и в спектакле «Сумасшедший сутки, либо Непровинциальный бенефис» — «Песню ветхого извозчика», «Тайну», «Ленинградские мосты») и задают вопросы: «Нет ли кассет Неведомского?»  Я уже выпустил пара дисков для друзей.

Потому, что я играюсь для несложных, обычных людей, а они, в большинстве случаев, не весьма богатые, у них нет дорогой аппаратуры, а имеется магнитофончики, я делаю упор на аудиокассеты, дабы они имели возможность их слушать…  Светлана МАЗУРОВА «Восточно-Сибирская правда», 6.04.2002

Вишневый сад в театре имени Андрея Миронова


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: