Кшиштоф занусси: «выбор актёра…

Кшиштоф Занусси: «Выбор актёра — тот же инстинкт, что и сексуальный»

На кинофестиваль «Окно в Европу» Кшиштоф Занусси привёз собственную новую картину «Инородное тело». В махинации польской бизнес-вумен тут втянуты итальянцы, русские и, само собой разумеется, поляки, и у всех способы и свои проблемы их решения. Сергей Сычёв встретился с польским классиком сразу после премьеры картины. Кшиштоф занусси: «выбор актёра...

Кшиштоф Занусси: «Выбор актёра — тот же инстинкт, что и сексуальный»

Сергей СычёвОдна из сюжетных линий вашего фильма весьма актуальна для России: мужчина обожает даму, а она выбирает монашество. Честно говоря, мы тут привыкли думать, что в Европе для того чтобы уже не бывает…
Кшиштоф ЗануссиТо, что известно в Российской Федерации о духовной судьбы Запада, так же неправдиво, как то, что о духовной судьбы России знает Запад. В Европе подвиг христианства имеет огромные масштабы. К примеру, во Франции верующих в процентном соотношении значительно больше, чем в Российской Федерации.

А ведь это Франция, республика! Я не говорю уже об Италии, Испании либо Польше – у меня на родине более 90% людей вычисляют себя католиками. Само собой разумеется, имеется процесс секуляризации, у него внушительные масштабы.

Он происходит по мере того, как богатеет общество, это естественно. Но и подвижничество также весьма развито.
Трейлер фильма «Инородное тело»

Сергей СычёвЖенщины в ваших фильмах постоянно играют самые привлекательные. Может, у вас имеется особенный секрет кастинга?
Кшиштоф ЗануссиДа я по большому счету сообщил бы, что выбор актрисы, равно как и актёра, — это основной творческий момент. Работа на площадке – это следствие моего выбора, и она уже второстепенна. В случае если я неправильно выбрал артиста, то уже ничего не исправишь.

А выбираю я на базе интуиции, инстинкта. В действительности, это такой же инстинкт, как и сексуальный. Иначе, это в то время, когда ты входишь в поезд с билетом без места, проходишь по купе и решаешь, что, пожалуй, вот тут ты предпочёл бы сесть, по причине того, что компания, думается, приятная. Ты с ними кроме того можешь не говорить, но имеется в их лицах что-то располагающее.

Актёров я выбираю вследствие того что мне хочется наблюдать на эти лица, а не на другие. Никак это не растолкуешь рационально. Не смотря на то, что при выборе актрисы на ключевую роль в этом фильме я осознавал, что раз личность будет ужасная, то актриса должна быть весьма прекрасной, в противном случае всё будет через чур очевидным.

Но это уже так, дополнение к интуиции.
Сергей СычёвАгнешка Гроховска сначала планировалась вами на эту роль?
Кшиштоф ЗануссиСначала я желал снимать совсем другую актрису. Но по окончании первых же проб разочаровался: её игра была через чур очевидной. Она входила в кадр, и мы всё мгновенно осознавали о её героине. Тогда я решил забрать актрису, которая всю собственную жизнь игралась лишь хорошие роли лирических, щекотливых дам. Её последняя роль – супруга президента Валенсы в фильме Анджея Вайды.

Она и сама негромкая, глубокая, спокойная дама. Полное несоответствие героини моего фильма. Но для актёра громадная успех, в случае если роль разрешает ему пойти против сложившегося имиджа.

Агнешка Гроховска в фильме «Валенса» разительно отличается от монстра из «Инородного тела». Совсем второй человек

Сергей СычёвКак вы растолковывали её задачу?
Кшиштоф ЗануссиКонечно, мы с ней перебрали пара настоящих людей, каковые были похожи на героиню. Но мне значительно ответственнее то, что сообщила мне Агнешка о собственной героине. Я, понимаете, постоянно учусь у собственных актёров. Так вот, она заявила, что в персонаже имеется какая-то «мрачная красота». Играться зло, за которое ты не несёшь никакой ответственности. Нам всем время от времени хочется быть злыми людьми.

Мы себе этого не разрешаем, а актёр может себе это разрешить, по причине того, что это не он. Интересный таковой феномен, не правда ли?
Сергей СычёвЧасто вам в жизни видятся дамы-злодейки? Как вы с ними находите неспециализированный язык?
Кшиштоф ЗануссиС трудом нахожу. на данный момент в польской администрации имеется такие феминистки, каковые категорически против данной картины. Героиня, согласно их точке зрения, должна быть хорошей.

Её необходимо хвалить за то, что она такая раскованная, высвобожденная дама, а я, видите ли, показываю её не добрый. Глубочайший идеологический конфликт наметился.
Сергей СычёвВас это размывание границ между полами не тревожит?
Кшиштоф ЗануссиМне довольно часто приходится сталкиваться с данной проблемой, и я придумал себе таковой афоризм. Попытаюсь его перевести на русский. «Феминизм похож на холестерол. Холестерол не редкость хорошим и нехорошим.

И феминизм также». Хороший феминизм защищает права дам, разрешает им развиваться. Плохой делает так, что дама делается мужчиной, а также хуже мужчины. Бессмысленно пробовать стереть отличие между полами. Любопытно, что таких дам-монстров чаще возможно встретить в Центральной Европе, чем в Западной, где процесс феминизации происходил медлительно и продолжительно, более гармонично.

В Польше таких дам я иногда вижу.
Сергей СычёвКогда вы их видите, какова ваша реакция?
Кшиштоф ЗануссиПробую отыскать в себе сочувствие. Я же вижу, что они уничтожают себя, собственную женскость, собственную идентичность. Всё для идеи – денег, карьеры, власти.

Занусси на съёмках «Инородного тела» репетирует сцену в православном храме, где бывший баскетболист говорит, как стал монахом

Сергей СычёвВаш фильм сделан при участии трёх стран. Вы не первый раз трудитесь в копродукции и понимаете все её сложности. Что заставляет вас всё-таки прибегать к данной практике?
Кшиштоф ЗануссиКопродукция подразумевает собой и помехи, и помощь. Я снял в копродукции большая часть моих картин, а всего их у меня более сорока. Легко Польша – не громадная страна, и в случае если мы можем войти на другой рынок, мы стараемся этим пользоваться. Приходится на это соглашаться, даже в том случае, если время от времени это некомфортно и необходимо вести тяжёлые переговоры. Это цена, которую приходится платить. К примеру, к данной картине я подготавливался пять лет.

Совместное производство – тяжёлое дело.
Сергей СычёвНапоследок – про изображение русской колонии в вашем фильме. Вы не «Архипелагом ГУЛАГ» вдохновлялись?
Кшиштоф ЗануссиВы разве не видели похожих сцен на русском телевидении? Я довольно часто наблюдаю российские каналы, и в том месте показывают значительно более ужасные сцены, чем у меня в фильме. Но страна тут не виновата, по причине того, что меня уже кто-то успел упрекнуть, что я создал нехорошей образ России из-за данной колонии. Все колонии в мире – ужасные. Посмотрите, как американцы собственные колонии показывают!

А у меня колония должна была быть ужасной и для драматургического результата. Что не мешает ей быть похожей на любую другую колонию на свете. Я старался, дабы ничего неправдоподобного в том месте не появилось.

Само собой разумеется, если бы воздействие происходило в Ватикане, где тюремные камеры ничем не отличаются от монашеских келий, всё смотрелось бы в противном случае. Я их посетил пара раз. Как гость, само собой разумеется.

Кшиштоф Заннусси про Инородное тело. Индустрия кино от 19.12.2014


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: