Константин райкин: «я человек влюбчивый»

Константин Райкин: Я человек влюбчивый

8 июля актер, худрук театра «Сатирикон» отмечает юбилей.

Каналы подготовили к  60-летию режиссёра и известного актёра следующие проекты: 8 июля на канале  «ТВ Центр» документальный фильм Константин Райкин. А я таковой упрямый! (10.15), в 22.55 именинник на этом же канале станет гостем программы Временно дешёв. А 11 июля на Первом — лента Константин Райкин.

Театр строгого режима (17.30).

Константин  появился в театральной семье в первой половине 50-ых годов двадцатого века. Великая Отечественная война окончилась всего пять лет назад, и жизнь у нас была нелегкой. Папа – Аркадий Исаакиевич Райкин – худрук Ленинградского театра миниатюр  совместно женой, Руфью Марковной, всегда гастролировал, а вместе с ними и мелкий Костя, которого довольно часто носили в портфеле. И его старшая сестра Екатерина.

В столице семья Райкиных бывала несколько месяцев в году, жили в отеле «Москва», в одном и том же номере, что практически за четверть века стал для них домом. В то время, когда родители были  заняты на репетициях либо спектаклях, за Костей присматривала бабушка. Позже показалась няня…

— Я весьма переживал, в то время, когда моя няня, очень заботливая, но жутко невежественная дама, принималась кричать в публичном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Мне казалось, что я обкакаюсь от стыда. Я физически не имел возможности пользоваться именем отца, меня в жар бросало от одной данной мысли, — вспоминает Константин Аркадьевич.

Константин райкин: я человек влюбчивыйКостя рос энергичным ребенком, посещал секцию спортивной гимнастики и превосходно обучался. В старших классах на домашнем совете было решено дать сына в физико-математическую школу для одаренных детей при Ленинградском университете. Мама Кости опекала мужа, а сам Аркадий Исаакович, по воспоминаниям его дочери Екатерины, кроме того «не знал, в каком классе и как обучаются его дети».

— Да, мама вправду была весьма занята отцом, — говорит Константин Аркадьевич. И мало тратила времени на нас, деией. Но не в оценках и классах дело — не они определяют взаимоотношение. «Уровень качества» своих родителей определяется воздухом в семье. И методом воспитания, что к детям используется. Мои родители воспитывали собой.

Не словом и указательным пальцем, а существованием — сутью поведения.

Костя получал образование классе с биологическим уклоном и солидную часть свободного времени пропадал в Ленинградском зоопарке, убирая клетки за животными. Он кроме того планировал поступление на биологический факультет Ленинградского университета, но … Театр он обожал с детства, но юноше казалось, что, если он выберет себе другую — не актерскую — профессию, то все его начнут уже принимать как личность, а не как сына Райкина. 

Шлейф отца

А что же Аркадий Исаакиевич? Он в глубине души верил, что Костя отправится по его стопам, но, как умный человек, не давил на сына, давая ему возможность отыскать себя. И вот, в то время, когда родители уехали на очередные гастроли, Костя сел в поезд и отправился в Москву – попытать счастье в Щукинском училище. Переживал адски, поскольку конкурс был астрономический.

Хотелось придумать что-то эдакое, дабы сразу же поразить приемную рабочую группу. Войдя в аудиторию, он как заведенный принялся просматривать, плясать и делать пародии на животных. И… оказалось, он миновал второй тур — по окончании первого его сразу же допустили к третьему.

Что, к слову, он также прошел блестяще и по окончании экзаменов был принят в «Щуку».

Само собой разумеется, у Райкина-младшего тут же показалось множество недоброжелателей, судачивших за его спиной, что его приняли в театральное лишь из-за папы. Позже данный шлейф Райкина-старшего продолжительно будет преследовать Константина.

— Да, они никак не могли поверить, что сын великого артиста может и сам быть хорошим артистом, — сообщит он через много лет. — Понимаете эту сакраментальную фразу по поводу природы, которая якобы отдыхает на детях гениев? Это по большому счету полная фигня, по причине того, что я могу привести тысячи примеров великих детей великих своих родителей. А природа, отдыхающая на всей семье Тютькина, как отдыхала, так и отдыхает …

Окончив «Шуку» в первой половине 70-ых годов двадцатого века, Константин по приглашению главного режиссера театра «Современник» Галины Волчек был принят в труппу. Тут в течение десяти лет он снова обосновывал и себе, и вторым, что актер Райкин-младший существует независимо от собственной великой фамилии. Тут он сыграл несколько дюжина ролей…

– Моя будущее в «Современнике» складывалась в полной мере счастливо, я не был в том месте обделен ролями, — вспоминает Константин Аркадьевич. — Но в какой-то момент я начал понимать, что меня интересует второй метод сценического существования, неосуществимый в «Современнике», притом, что я постоянно любил данный театр, это был мой дом родной. Но из дома нужно было уйти, по причине того, что я внезапно четко заметил некие пределы, в которых я в том месте буду развиваться.

В первой половине 80-ых годов XX века Константин перешел к собственному отцу — в труппу театра миниатюр, что во второй половине 80-ых годов XX века был переименован в Столичный театр «Сатирикон» под управлением Аркадия Райкина. Его первый громкий успех на сцене этого театра — моноспектакль «Давай, артист!» Ну а во второй половине 80-ых годов двадцатого века Константин по окончании смерти Аркадия Исаакиевича стал худруком театра. И Райкин с успехом справляется с данной задачей и сейчас.

Кино

Первую маленькую роль он сыграл в 19 лет в фильме «на следующий день, третьего апреля…». А вот киноизвестность пришла к нему по окончании ленты Никиты Михалкова «Собственный среди чужих, чужой среди собственных» (1974). Райкин-младший, сыгравший преступника Каюма, отказался от помощи дублера и выполнил все трюки в данной картине сам. 

После этого был незабываемый музыкальный телефильм «Труффальдино из Бергамо» и неподражаемый дуэт Райкин — Гундарева. Позже «Тень, либо Возможно, все обойдется» Михаила Казакова по пьесе Евгения Шварца, где Константин великолепно справился с двумя ролями – Ученого и его Тени.

После этого «Остров погибших судов»… На его счету много успешных ролей в кино, но в последние годы Константин Аркадьевич культурно отказывается от разных кинопроектов — причем иногда кроме того от очень заманчивых. Из-за чего?

— Кино — занимательный вид мастерства, и как зритель я иногда приобретаю от него яркие впечатления, — рассуждает он. Легко в театре мне значительно занимательнее. Я не говорю на данный момент про деньги и славу. Лишь про творческий процесс. Деньги — превосходная вещь. И слава — это отлично для актера. Прекрасно, в то время, когда ты выходишь на сцену, а тебя встречают аплодисментами, это уже какой-то задаток доверия.

Но легко имеется вещи более серьёзные — в плане мастерства, художественных задач. Театр — это мастерство актера на чистом сливочном масле. Тут сходу светло — хороший перед тобой артист либо дерьмо.

В кино дубляж, монтаж, компьютерная графика, всякие фигли-мигли способны нас одурачить. На экране и посредственный человек может весьма хорошо смотреться. А в театре ты голенький!

Исходя из этого Райкин старается не изменять собственному театру: «Ну разве что раз в 5—10 лет, что позволительно для верного супруга».

С третьей попытки

Брак своих родителей Константина был единственным. А вот его старшая сестра Екатерина и он сам женились и разводились неоднократно. Райкин-младший себя вычисляет влюбчивым:

— Во втором классе влюбился в собственную одноклассницу Таню Папенкину. Чувство продолжалось аж до девятого класса! Я пробовал привлечь интерес, а она мне сказала: «Райкин, ты дурак!» Приставал к Тане на переменках, подкарауливал у дома, раз кроме того огрел ее фотоаппаратом.

Женщина выросла и вышла замуж… за другого.

В первоначальный раз Константин  женился на студентке из мастерской Олега Табакова и прожил с ней четыре года. Второй супругой стала художница Алагез Салахова. Семьи прославленного маэстро Райкиных и Таира Салахова дружили, но это не стало гарантией прочного брака детей.

Костя и Алагез какое-то время виделись, а позже  женщина влюбилась в другого… 

Костя переживал и не оставлял надежд вернуть любимую. Так оно и произошло. Через пара лет он женился на Алагез.

 Прожили совместно пять лет, а позже он ушел — любя ушел. Развод был тяжелым и продолжительным.

А после этого пополз слух об интрижке с актрисой Мариной Нееловой. Не смотря на то, что сам Константин всецело отрицает это:

— Романа как такового не было. Легко я одним из первых сумел рассмотреть неординарный талант Марины и привел ее в «Современник», где в спектакле «Валентин и Валентина» мы игрались влюбленных.

Говорят, что в числе его возлюбленных были Ирина Роднина, Татьяна Веденеева… Но  это, возможно, не имеет значения – так как собственный домашнее счастье актер отыскал с Еленой Бутенко, совместно они уже около четверти века.

— У меня семья с украинскими корнями, и потому каждый день испытываю на себе дочери и украинский темперамент жены, — говорит Райкин. — Я, действительно, ему противопоставляю собственный иудейский: также, так сообщить, не пальцем деланные, но все-таки мне приходится несладко…

Он многого достиг за эти годы, но в то время, когда его именуют успешным, Райкин возмущается:

— Меня ежит от самого этого слова — «успешный». В то время, когда его употребляют применительно ко мне,  ощущаю себя идиотом, по причине того, что и у меня случаются провалы.

В эти дни он празднует юбилей. Будут поздравления, вечер в «Сатириконе». Константин Аркадьевич полон творческих планов и энергии.

И, глядя на него, не верится, что ему уже 60. И разве это возраст для мужчины? Так как физической форме Райкина смогут позавидовать юные, а мастерство и талант с годами раскрываются лишь бросче.

 

К. Райкин вспоминает о К. Чуковском


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: