Кем бы высоцкий был сегодня?

Кем бы Высоцкий был сейчас?

25 июля 1980 года прекратило биться сердце великого советского актёра, поэта и барда Владимира Семеновича Высоцкого.

Прошло 30 лет.

За эти годы были изданы и переизданы десятки сборников стихов Высоцкого (начиная со известного «Нерва» в 1981-м), вышли много пластинок, кассет и компакт-дисков с его песнями, в 1986-м Высоцкому посмертно присвоили звание заслуженного артиста РСФСР, через год дали Национальную премию СССР.

В 1983-м в честь поэта назвали астероид («2374 Владвысоцкий» – астероид легко «Высоцкий» к тому времени уже был в честь русско-американского астролога), а с перестройкой – как прорвало: поставили более 40 мемориальных досок и памятников в СССР и за рубежом, назвали 30 улиц, основали минимум 6 музеев (самый узнаваемый  – «Дом Высоцкого на Таганке»).

Ну и по мелочи: театры, суда, самолёт, цветок, горное плато на архипелаге Огненная Почва, скалы, пики, перевалы, каньоны, речные пороги, ледники.

Все имени Высоцкого.

Кем бы высоцкий был сегодня?

Все по окончании смерти.

А если бы не погиб? Если бы 30 назад «скорая» успела бы вынуть его из клинической смерти? А по окончании, в клинике, залатали бы инфаркт, запретили бы выпивать-курить-колоться – и через тройку недель выпустили: живите, творите, берегите себя! 

Да, история не имеет сослагательного наклонения – и всё-таки? Как бы он жил дальше?

Прикинем, порассуждаем. Либо – как он сам обожал сказать: разберемся!

А для этого сделаем одно предположение: Высоцкий по окончании инфаркта 1980-го сумел вернуть себе физическое здоровье. Уехал в Париж, в том месте его выходили (отечественная медицина всем хороша – лишь не послеоперационным уходом), по окончании на деньги жены Марины Влади В.С. окреп на швейцарских курортах (на отечественных скоро бы спился), прошел направления кодирования у тамошних спецов. Либо у отечественного Довженко: Данелию-то Довженко вылечил – и ничего, таланта у Георгия Николаевича не убавилось.

Психологическое здоровье Высоцкого в лечении бы не нуждалось. Для людей с талантом для того чтобы калибра он был на уникальность здоров психически. В его песнях и стихах нет ни тени истерии. Вернее, кроме того так: имеется всё, не считая неё. Адекватен он был, Владимир Семенович, в реакциях на окружающий мир – впредь до «с гибельным восхищением пропадаю!». Ведал, что с собой творил, но самоубийцей не был.

В противном случае бы не от сердечного приступа умер, а как Есенин либо Маяковский.

Итак. На дворе начало 1982-го, выздоровевший Владимир Семенович возвращается в СССР. Робко так, тихо в газетах.

Родные встречают его в Шереметьево-2, везут на Таганку, в том месте в театре стол накрыт, но В.С. – «в отказе». Исходя из этого разговор не шумный застольный, а нормально-деловой – о творческих замыслах.

А они – те же, что и до инфаркта. Лишь без морфия и пьянок. Но под надзором жены Марины: что бы о ней ни судачили, а типично русская супруга – лучшей для завязавшего алкаша не сыскать.

И впредь до горбачевской перестройки игрался бы Высоцкий у Любимова, давал бы концерты, писал бы новое – не хуже ветхого, но и не очень сильно иное. Застой он и в поэзии застой – время стоит на месте и неизвестно, сдвинется ли.

Быть может, как Окуджава, попытал бы себя в прозе – лишь мужественной а-ля Визбор либо Хемингуэй. Либо, как Юлий Ким, в стихах для песен к телефильмам. Еще раз сыграл бы у Говорухина либо Муратовой.

Либо у Балаяна – о лишнем человеке 80-х. В магнитофонной культуре дробил бы первенство со Жванецким.

Написал бы что-нибудь о войне в Афганистане – не радикально антисоветское. На время попал бы в опалу, но не под лишение и высылку гражданства. А, может, и вовсе афганскую тему не прикоснулся бы: как Окуджава, Ким, Вознесенский, Рождественский, Евтушенко.

Оправдав умолчание словами типа: моя страна неправа, но это моя страна. И по большому счету: имея жену, с которой эмигрировать – раз плюнуть, Высоцкий 80-х вряд ли бы лупил власть в открытую, сжигая мосты. Остальные, не имевшие жену-француженку, молчат в тряпочку – я также смолчу, в праведники из последовательности вон не сунусь…

Так бы и дожил до 86-го, до апрельского пленума ЦК. До изменений, которых НИКТО в стране не ожидал. До свободы, данной СВЕРХУ, а не добытой кровью павших в уличных битвах. 

Быстро, в год с маленьким время переменилось. Разрешили кооперативы, слушание «вражьих голосов», чтение «запрещенной литературы» и критику правящей партии.

За текущий год Высоцкий стал бы легально богатым. Вспомните, как его с далека в конце 80-х! Через 6-7 лет по окончании смерти!

А тут – прижизненно, в вставшей с колен стране, народного трибуна и любимца!

Аркадия и Бориса Стругацкие в эти годы лишь успевали подсчитывать авторские – с Высоцким было бы также самое.

Он бы стал официально богат и официально любим. Но страна-то лучше не стала – стала второй.

В мастерстве, если не забыли, отправился вал чернухи. Культура «шестидесятников», воспитавшая и родившая Высоцкого, была смыта вмиг. Окуджава, Ким, Вознесенский, Евтушенко, Бродский, Войнович, Солженицын – все они с ходу были  «храбрецами прошлых дней».

Оказались в прошлом.

Первые последовательности скоро застолбили рокеры, режиссеры-чернушники, поэты-постмодернисты.

Жванецкий – и тот растерялся, на время выпал из «властителей дум». Пришел Задорнов.

А Высоцкий? Если бы дожил, разбогател, взял «заслуженый артиста СССР» из рук Горбачева (либо «нар. арт. РФ» из рук Ельцина)?

Высоцкий – он бы что?

Вероятнее – ничего. В смысле, ничего особого.

Писал бы, как Окуджава, по 5-7 вещей в год. Крепких, блестящих, умных, мало кем читаемых. Либо напротив – дикие хохмы о Кашпировском и аналогичных ему.

Хохмы бы также забывались через месяц – их бы затмевал КВН.

в один раз написал бы долгую вещь в стихах – типа «Федота-стрельца».  Вот она бы не пропала, её бы цитировали сейчас.

Выступал бы с концертами, как «Машина Времени» – при аншлагах. Снял бы несколько видеоклипов интереса для – и кинул бы это дело. В рекламе бы не снимался.

Ушел бы от Любимова к Захарову, в Ленком. Блистал бы в том месте.

С купеческим размахом справил бы 50-летие в 1988-м, 60 лет – уже поскромнее, на личной подмосковной усадьбе либо в особнячке на Самотёке, 70 лет – еще тише, в узком кругу. Съездил бы на вручение ордена «За заслуги перед Отечеством», ляпнул бы в том месте едкое, не холуйское – и к себе, к йогурту и минералке.

Развелся бы с Мариной. Женился бы на молоденькой… Из-за чего нет? Как-то нужно от скуки спасаться.

Приобрел бы домишко где-нибудь на озере Комо — актуальном месте: В.С. и  в 70-ые умел ценить комфорт и роскошь, мир материальный для него очень многое означал, в противном случае не катался бы Высоцкий по Москве на одном из первых в стране «Мерседесов» и не наряжался бы в стильную одежду, присылаемую Мариной из городу Парижу. 

Дружил бы с преступниками. И с теми. кто их обезвреживает. На протяжении первого путча 1991 года пришел бы на баррикады… на третий сутки.

Второй путч 1993 года пережил бы в… Париже.

В кино бы наснимался вдоволь – за прошлые, не богатые ролями годы. Игрался бы – глаз не оторвать, актер божьей милостью. Но по большей части классику – Чехова, Куприна.

Веком настоящим брезговал бы. А при засилье сериалов к съемкам охладел бы скоро и бесповоротно.

По окончании смерти Леонида Филатова свободно имел возможность бы вести программу «Дабы не забывали» – потому как рассказчик прекрасный, незлобивый, памятливый и совестливый.

В 2006-м (если бы дожил) взглянул бы фильм «Пушкин. Последняя дуэль» с Безруковым в ключевой роли. И отдельной строчком завещания запретил бы Безрукову когда-либо играться Высоцкого.

Песню бы глумливую об этом написал. И не было бы «Тёмного Человека» – по сценарию Никиты Высоцкого с Безруковым в роли его отца.

В общем, не погибни Владимир Семенович в 1980-м, жил бы он по окончании в меру наслаждений, сыто и скучновато. И потом власти над умами не имел бы. По несложной причине – его гений был нужен СССР, тогдашнему «совку».

В том месте он будил и будоражил, взывал к совести и чести.

Новой же России он на фиг не нужен. А она – ему.

Взывай, бей во все колокола, но….как писал Веничка Ерофеев: «…Никто в Российской Федерации головы не поднимет!»  (Ерофеев – вот также Гений, а кому по окончании перестройки нужен был? Что написал?)

Исходя из этого позволяйте любить Высоцкого не как современника, а как классика.

Дело собственное он сделал – реформировал русскую поэзию, когда Пушкин до него. По окончании чего Господь прибрал Владимира Семеновича к себе.

Высоцкий был храбрец собственного времени. Главное слово – храбрец. Личность калибра Пугачевой. (Либо Пугачева – личность его калибра, тут не принципиально.) Кем была Пугачева в 70-е – начале 80-х?

Кем стала по окончании, что великого сотворила? А? То-то и оно.

Исходя из этого рассуждать: «Кем бы был Высоцкий сейчас?» – дело забавное, но невесёлое. Был бы живой легендой, монументом культуры, «храбрецом прошлых лет».

Мерить себя, сегодняшнего, «аршином Высоцкого» смогут лишь отчаянно гениальные наглецы. Типа Володи Кристовского в песне «Куда приводят грезы».

«Я играл на гитаре и наблюдал в окно, в помещение постучали. На пороге стоял Высоцкий, он улыбнулся мне и сообщил: – Друг! – он сообщил мне. – Друг! У Них с гитарами совсем…сложно… Друг! – он сообщил мне. – Друг!

Дай я сыграю на твоей! Возможно?»

Возможно, всё возможно. Оживить вот запрещено. Ну и хорошо. Раз запрещено – может, и не следует? Может, своевременно умер человек?

Сделал всё, для чего был отправлен на данный свет, – и ушел в высшей точке успеха. Дабы никто не имел возможности сообщить: «А Высоцкий-то – уже не тот…» Дабы не забывали в расцвете сил, 42-летним.

 

ТВ-эфиры с Высоцким и о Высоцком в сутки 30-летия его смерти

Воскресенье 25 июля.

10.20. НТВ. «И опять здравствуйте» – выпуск программы, посвященный памяти Поэта, малоизвестным подробностям из его биографии.

11.10 – 19.00. НТВ. «Место встречи поменять запрещено» — все 5 серий культового фильма Станислава Говорухина с Высоцким в роли Глеба Егоровича Жеглова.

11.40. ТВ Центр. «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» – известная киносказка (1976 г.) Александра Митта с Высоцким в роли арапа Ганнибала, прадеда Пушкина.

12.20. Российская Федерация 1. «Хозяин тайги», коммунистический детектив 1958 года с Валерием и Высоцким Золотухиным в основных ролях.

12.50. Первый канал. «Вертикаль», приключенческий фильм 1966 года про альпинистов. С песнями Высоцкого и самим В.С. в роли радиста Володи.

13.40. ТВ Центр. «Я уйду в это лето» – документальный фильм о 25 июля 1980 года, дне смерти Высоцкого в разгар Столичной олимпиады.

14.20. Первый канал.  «Собственная колея» –  эфир о вручении одноименной премии «людям, каковые ни при каких обстоятельствах не изменяют совим убеждениям». Премия безденжная (лишь диплом и памятная медаль), вручается каждый год (за прошедший год) в канун дня рождения Высоцкого — 25 января.

14.20. Первый канал.  Документальный фильм «Владимир Высоцкий и Марина Влади.

Последний поцелуй» – об одной из самых прекрасных историй любви прошлого века.

15.50. Российская Федерация 1.  «Французский сон» – документальная лента из цикла «Это любовь»: о Высоцком и Марине Влади.

19.25. НТВ. Премьера документальной картины «Высота» памяти Высоцкого. Тайна неповторимого голоса. Как поэт чуть не превратился в обвиняемого?

В первый раз – интервью следователя, что допрашивал Высоцкого, и из-за чего его смерть до сих пор вызывает столько вопросов.

19.40. Российская Федерация К. «Маленькие встречи». Мелодрама 1967 года (режиссер – Кира Муратова).

В роли геолога Максима – Высоцкий.

21.10. Российская Федерация К. «Монолог». Легендарная запись эфира в Останкино 22 января 1980 года: Высоцкий наедине с микрофоном поет собственные песни, говорит о них и о себе.

Владимир Высоцкий — Ой, где был я день назад


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: