Каплер алексей: история кино — это история кинорежиссуры

Каплер алексей: история кино - это история кинорежиссуры

Каплер Алексей: История кино — это история кинорежиссуры

К 100-летию со дня рождения Алексея Каплера. Известный коммунистический кинодраматург Алексей Яковлевич Каплер с присущей ему иронией написал в статье «Автор и кино» следующие строчки: «в один раз, раскрыв «Историю киноискусства» французского критика и историка кино Жоржа Садуля, я замер от удивления: оказывается, я попал в историю! Поразмыслить лишь — во глобальной истории киноискусства кроме того моя фотография!

Так и сообщено под снимком: «Артисты Костричкин и Каплер в фильме «Шинель» Козинцева и Трауберга». А потом Алексей Яковлевич посетовал, что, дескать, и «моим сценариям нашлось место в истории, но в том месте они значатся как фильмы Ромма, как картина Эрмлера…» Вот таковой неблагодарный получается у кинодраматургов труд! Алексей Каплер всю жизнь вести войну за права сценаристов.

Вступал в конфликты с режиссёрами, писал статьи, выступал с речами… Израсходовал много времени и сил, переругался со многими режиссёрами, но ничего толком поменять так и не сумел. Точку в данной неравной борьбе поставил сам Каплер, написав статью с красноречивым заглавием — «Проигранное сражение». В данной борьбе проявился Каплер во всей собственной красе: непримиримый, броский, погружающийся с головой во всё, что с ним происходит, не рассуждая наряду с этим о последствиях.

Таким он был, возможно, неизменно и во всём. В работе, в любви, в жизни. И собственных персонажей он пробовал оживить данной энергией, неравнодушием и увлечённостью. В этом было что-то детское.

К 100-летию со дня рождения Алексея Каплера канал «Культура» воображает фильм «Шахтеры» (режиссер Сергей Юткевич, сценарист Алексей Каплер), что выйдет на радиосвязь 11 октября в цикле «Шедевры ветхого кино» (начало в 11.00). И программу из цикла «Острова», посвященную Каплеру. В передаче участвуют: Р. Габриадзе, Н. Клейман, К. Маринина, сын А. Каплера Анатолий. (13 сентября, 20.50). В советское время, обходя подробности, Каплера именовали «человеком сложной судьбы».

В данной судьбе были настоящие падения и взлёты. Это была броская и разнообразная судьба, подстать самому Каплеру. Очень многое тут смешалось: любовь, гнев и милость царей, люди и разные эпохи, олицетворяющие эти эры. Жизнь, похожая на готовый сценарий для кино.

А в истоках данной судьбы лежала безусловная любовь к кинематографу. Сам Каплер вспоминал, что начал собственный путь в мастерстве в качестве «оголтелого зрителя». Ещё мальчишкой с товарищами он сбегал в родном Киеве с уроков в кино.

Пристрастия начинающих киноманов, но, как и сам репертуар тех лет, был своеобразный: «Мертвец-убийца», «Жюв против Фантомаса», «Скрюченная рука», «Портрет-убийца», ну и потом в том же духе… На улицах шла самая настоящая гражданская война. Власть в Киеве изменялась раз десять: то петлюровцы, то деникинцы, то красные поочерёдно захватывали город. А 12-13-летние мальчишки сидели в кинотеатрах и во все глаза наблюдали, как Элен Додж освобождается из лап человека-зверя.

Их тревожило, что же в следующей серии «Тайн Нью-Йорка» придумает детектив Жюльен Карель. И совсем не тревожили кровавые игры взрослых на улицах Киева. Один из этих мальчишек спустя практически двадцать лет напишет о тех годах историко-революционные сценарии и станет родоначальником советской киноленинианы. Но пока ему глубоко всё равняется, выживет ли предательски раненый эсеркой Каплан вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин.

Мальчика тревожит второе: он и его приятели никак не смогут продвинуться в «Тайнах Нью-Йорка» дальше четвёртой серии. Когда в Киеве изменяется власть — показ начинают сначала, с первой серии. Мальчик предлагает товарищам ворваться с пугачом в руках в контору компании «Братья Пате в южной части России» и вынудить господина Розенталя продемонстрировать им все десять серий картины.

В итоге обошлись более мирным методом. За пять рублей был подкуплен киномеханик, и десять серий «Тайн Нью-Йорка» длились всю ночь. В том месте же в Киеве ещё мальчишками познакомились Алексей Каплер, Григорий Козинцев и Сергей Юткевич. Совместно они принимали участие в театральных постановках а также организовывали целые театры.

Примкнул Каплер и к ФЭКСам. Но это было уже в Петрограде. Позднее Сергей Юткевич поставил по сценарию Каплера картину «Шахтёры». Изначально сценарий именовался «его» содержание и Садовник очень сильно отличалось от того, что в итоге заметил на экране зритель. Так произошло, что в то время, когда картина готовься к запуску, в стране произошло чудо: был установлен стахановский рекорд.

Киношное руководство всполошилось: воздействие задуманной картины происходит на Донбассе, а о Стаханове ни слова. Не порядок! Было нужно без промедлений поменять сценарий. И, как говорится, последние стали первыми: второстепенный персонаж, один из четырёх братьев далеко не основной героини фильма вырос до одного из основных персонажей. И стал прототипом Стаханова на экране. Оказалась картина в хорошем духе соцреализма.

С кристальной честности коммунистами. И с другими коммунистами: запутавшимися, но в душе такими же хорошими и честными. И, конечно же, с настоящим врагом народа (всё-таки на дворе 1937 год) — вредителем на шахте, агентом зарубежных разведок. В роли главного злодея никто другой, как Марк Бернес. Это его первое появление на экране.

Страно наблюдать, как актёр для того чтобы необыкновенного хорошего обаяния, так органичен в роли отпетого мерзавца. «Шахтёры» Каплера и Юткевича стали примером, вышедшей на экраны через пара лет, «Громадной жизни» Леонида Лукова. Кроме того актёры Каюков и Бернес перекочевали к Лукову из «Шахтёров». Лишь Марк Семёныч уже успел превратиться в стопроцентно хорошего храбреца.

Вторая картина тех лет по сценарию Каплера — «Три товарища» — собрала совместно красивых актёров: Баталова, Жарова и Горюнова. Фильм стал одной из первых советских звуковых кинокомедий. Но Каплер ввёл в сценарий то, что постоянно пытался ввести в любую историю: лирическую линию. Имеется в картине и философский нюанс: «храбрецы вчерашних лет», бесстрашные ветераны гражданской по-различному ведут себя в мирное время.

Фильм ставит, по сути, тот же вопрос, что спустя три десятилетия раздастся в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева по сценарию Геннадия Шпаликова. Вопрос о том, что на войне в чём-то легче, чем в мирной судьбе. По крайней мере, понятнее. Тут отечественные, в том месте — неприятели… А вот как не утратить себя в мирной спокойной судьбе?

Как не стать равнодушным обывателем, «обычным человеком», как не успокоиться? Но почёт и настоящую славу Каплеру принесла вторая картина. К двадцатилетию октябрьского переворота был заявлен конкурс на пьесу и сценарий к данной дате. Конкурс был закрытый.

К нему привлекли лучшие творческие силы страны. Допустили и нескольких «начинающих». Среди них был Каплер. В голову Алексея Яковлевича пришла неожиданная и по тем временам легко кощунственная мысль: написать сценарий, главным храбрецом которого станет сам Ленин! В те годы, это была не только храбрая мысль. Нужно считать, что это была ещё и весьма страшная мысль.

Одно неверное слово, положенное в уста Ильича, имело возможность стоить драматургу-новатору судьбы. А живую ленинскую обращение в обязательном порядке необходимо было придумывать. Так как не положишь же в уста вождя литературные цитаты из его титанических трудов. Каплер отправился по пути человечности.

Он не создавал величественного монумента. Он создавал живой человеческий образ. Каплер действовал по принципу, им самим же сформулированному: «Самым значительным в работе над сценарием мне думается не случай, но поведение и характер храбреца». Каплеровский сценарий «Восстание», как мы знаем, был поставлен Михаилом Роммом. Ромм — единственный режиссёр, что рискнул снять картину о Ленине в рекордно маленькие сроки, остававшиеся до юбилея. А самого Ильича вдохновенно сыграл Борис Щукин.

В итоге оказался неоспоримый шедевр — «Ленин в Октябре». Тот самый случай, в то время, когда всё соединяется и всё на своём месте: каплеровский сценарий, режиссура Ромма, операторская работа Бориса Волчека, игра окружающих и Щукина его актёров. Николай Охлопков так искренно сыграл любовь Василия к Ильичу, что тем самым помог воплощению образа Ленина, по принципу «короля играется свита».

В исполнении Щукина Ленин оказался похожим на разбаловавшегося ребёнка. Неугомонный, увлечённый какой-то занимательнейшей игрой ребёнок, которому уже давно пора дремать, но он, очевидно перегулял и сейчас уж точно не уснёт. И вот он машет руками, возбуждённо говорит, то смеётся, то наблюдает серьёзно, состояния изменяются мгновенно. Такая нервная детскость. И всё это украшено обаянием и юмором.

Иногда, думается, что в оказавшемся образе Ленина, было очень многое от самого Каплера. Через два года вышло продолжение — «Ленин в 1918 году». Так Каплер и Ромм стали родоначальниками советской киноленинианы и лауреатами Сталинских премий!

На протяжении войны вышел ещё один шедевр по сценарию Каплера. Картина Фридриха Эрмлера «Она защищает Отчизну». Это один из сильнейших фильмов о войне, снятых на протяжении войны. Написанию сценария предшествовала поездка Каплера во вражеский тыл. Перелетев линию фронту, Каплер пара месяцев совершил в, так именуемом, «партизанском крае». «Она защищает Отчизну» также стала лауреатом Сталинской премии.

Казалось бы, нет ничего, что предсказывало беды обласканному властью известнейшему сценаристу, светскому льву, обаятельному Казанове того времени. Быть может, успех вскружил Каплеру голову, и он поразмыслил, что ему сейчас всё разрешено. Быть может, в метафизическом смысле это была плата за идеализацию и воспевание кровавой власти во главе с главным её идеологом Лениным.

Кстати говоря, Борис Щукин, погиб в том же году, в то время, когда был снят второй фильм дилогии. А быть может, проявилось всё то же каплеровское уровень качества: неумение быть хладнокровным и рассудительным. Особенно, в то время, когда дело касалось любви. Так или иначе, у Каплера произошёл роман со Светланой Сталиной — дочерью «кремлёвского горца».

Ей было всего семнадцать лет. Тяжело представить, что Каплер не осознавал, чем это всё закончится. Больше всего во всей данной истории Сталина взбесило то, что Каплер был иудей. Алексей Яковлевич был арестован и совершил в лагерях десять лет, до 1953 года — года смерти Сталина. Как и многие другие Каплер смог возвратиться к обычной судьбе, пережил застой и оттепель… Как минимум два фильма по его сценариям стали всеобщими хитами: «Человек и» Полосатый «рейс-амфибия».

И, конечно же, была ещё «Кинопанорама». У истоков данной, сейчас уже легендарной телепередачи стоял Каплер. Его позвали быть в ней ведущим, а он стал её душой. На целых шесть лет. Его обаяние, его опыт стали и жизненная — позиция базой передачи. Телезрители со всей государства писали Каплеру письма, рассуждали о кино, говорили о собственной нелёгкой судьбы, просили совета либо помощи. И Каплер пробовал всем ответить, всем хоть как-то оказать помощь.

Первые пять лет «Кинопанорама» шла в прямом эфире. Каплер настаивал на этом. А телевизионное руководство всегда ожидало, что же выдаст неблагонадёжный ведущий. Алексей Яковлевич Каплер погиб 11 сентября 1979 года.

Похоронен в Ветхом Крыму. Спустя семнадцать лет Геннадий Полока снял фильм «Возвращение Броненосца», забрав за базу каплеровскиую киноповесть. Это стало новым возвращением мэтра. Кто знает, последним ли? // Евгений Сулес По данным программы «Шедевры ветхого кино»

 

Документальное кино Больше, чем любовь Алексей Каплер и Юлия Друнина1


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: