Канны-2012: «золотая ветвь» досталась «любви» ханеке

Канны-2012: «Золотая ветвь» досталась «Любви» Ханеке

Каннский фестиваль подвел итоги. «Золотая пальмовая ветвь» досталась фильму «Любовь» Михаэля Ханеке. Зал хлопал в ладоши ответу жюри стоя. Еще бы! Ханеке — киноклассик, любимец Канн, которого тут уже неоднократно чествовали. А в его «Любви» потрясающе сыграли  легенды французского кино — 81-летний Жан-Луи Трентиньян и 85-летняя Эммануэль Рива.

Мы о фильме «Любовь» уже детально писали.

Сам Ханеке формулирует собственный план так:

— Сюжет этого фильма основан на обещании, которое мы дали с моей женой: не бросать друг друга в ситуации, продемонстрированной в фильме. Сейчас мы замечаем такое везде, это распространенная неприятность. Я пережил такую обстановку в собственной семье, и это вдохновило меня на создание этого фильма

Гран-при фестиваля удостоился фильм «Реалити» итальянца Маттео Гарроне. Любопытно, что исполнитель ключевой роли — осуждённый, отбывающий срок в колонии за три убийства. Чтобы он смог взглянуть церемонию закрытия Кинофестиваля в Каннах по телевизору, его намерено сейчас выпустили из камеры. 

Карлос Рейгадас, снявший фильм «По окончании мрака свет», взял приз за лучшую режиссуру.

Приз жюри достался «Доле ангелов» еще одного киноклассика — Кена Лоуча.

Приза за лучшую мужскую роль удостоился Мэдс Миккельсен, блистательно сыгравший в фильме «Охота» датчанина Томаса Винтерберга.

Румынская картина «За буграми» Кристиана Мунджиу взяла сходу две награды — за сценарий и лучшие женские роли (Кристина Флутур и Козьмина Стратан).

Фильм «В тумане» Сергея Лозницы, воображавший Россию, взял приз интернациональной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ.

«Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм была присуждена турку Резану Йесилбасу за фильм Silent.

 «Золотая камера» досталась режиссеру Бену Зайтлину за его первый фильм  Beasts of the Southern Wild, принявший участие в программе «Особенный взор».

Мы проанализируем распределение призов чуть позднее. А до тех пор пока — о том, как проходила церемония закрытия Кинофестиваля в Каннах.

Каннские зонтики

Церемония закрытия была омрачена проливным дождем. Погода на нынешнем фестивале не балует, вот и в самый праздничный сутки красивым женщинам было нужно выбирать: или декольте, или бронхит. Практически все дамы-звезды выбрали декольте.

Действительно, их сопровождали секьюрити с зонтиками.

Канны-2012: «золотая ветвь» досталась «любви» ханеке

С зонтиками находились и зеваки. В большинстве случаев в Каннах их так много, что на Круазет по дороге ко Дворцу фестиваля не протолкнуться. На этот раз особых пробок не было: любовь к кино — вещь сильная, но комфорт, по всей видимости, дороже.

Одри Тоту блистала на красной дорожке в прямом смысле: ее яркое платье было все усыпано каменьями.

Одри — явная любимица французов. Ее восторженно принимала публика. Ко всему прочему дополнительная мотивация: Тоту сыграла ключевую роль в фильме закрытия фестиваля «Тереза Дескейру» французского киноклассика Клода Миллера, что погиб в апреле.

Съемочная несколько картины шествовала по каннской лестнице под печальную оперную музыку.

Еще одни любимцы французов — триумфаторы прошлого года, главные действующие лица потрясающего фильма «Артист» Беренис Бежо и Жан Дюжарден.

 

Первая вела церемонию, второй сидел в зале, но с него не сводили объективов камеры местного канала. Беренис надела на церемонию закрытия фестиваля белое платье, и это было лучше, чем красное, надетое на открытие и сливавшееся с ковровой дорожкой. Но то ли звезда за эти 14 дней значительно поправилась, то ли она скрывает увлекательное положение, но смотрелась актриса о-о-очень округлившейся.

Жюри также решило не отставать и выпендрилось по части костюмов. Жан-Поль Готье пришел в длиннющей юбке с разрезом и тёмных гольфах, чем привёл к массовому аханью в зале. Он выставлял ножку в разрезе, подобно Анджелине Джоли, и его внешний вид навел на мысли о необходимости появления в «Твиттере» блога от имени конечности — рядом с подобными аккаунтами Джоли и Де Вито.

Диана Крюгер показалась в платье с таким кринолином и на таких платформах, что чуть дошла до собственного судейского места.

А режиссёр и сценарист Андреа Арнольд и вовсе привела к смешкам со стороны присутствующих собственной безумной прической, дикими платфорамами, юбкой-пачкой, горжеткой, но более всего — выражением собственного лица.

На красной дорожке церемонии закрытия показались: стареющий красавчик Алек Болдуин со своей невестой — инструкторшей по йоге; Энди Макдауэлл, которую, «Наверное,» не выручает уже ни один из рекламируемых ею кремов;

 Настасья Кински — всегда молодящаяся, в тёмных босоножках под белое платье и с огромным ожерельем от Chopard на шее;

Кайли Миноуг, снова вынудившая сплетничать об ассиметрии лица, взятой благодаря пластических операций…

Самыми, пожалуй, стильными участниками церемонии закрытия были ведущие — звезда фильма «Симин и Развод Надира» иранка Лейла Хатами

 

и Эдриан Броуди.

Ну а сейчас, насладившись перемыванием косточек западным звездам, перейдем к анализу итогов Кинофестиваля в Каннах.

 

Что в саквояже розового козла?

Перед церемонией закрытия глава жюри Нанни Моретти сказал о том, что он «родом из кино 50—60-х годов», исследующего не только человеческие взаимоотношения, но и препарирующего само кино как мастерство. В числе собственных кумиров Моретти именовал Феллини, Пазолини, польских гениев, братьев Тавиани…

То, что «Золотая пальмовая ветвь» досталась Михаэлю Ханеке и его «Любви», в полной мере соответствует признанию Моретти: картина Ханеке именно исследует отношения, показывая процесс увядания людской судьбе чуть ли не с медицинской скрупулезностью. Я уже писала о собственном восприятии данной картины: для тех, кто хоть раз в жизни пережил медленное угасание и долгую болезнь родного человека, данный фильм ничего нового не откроет, а, скорее, позовёт чувстве и воспоминания, каковые не хочется снова волноваться.

Умирание основной героини продемонстрировано последовательно: вот она приобретает первый инсульт и преобразовывается из энергичной интеллектуалки в даму с ограниченными возможностями. Вот она приобретает второй инсульт — исчезает обращение, ее кормят с ложечки протертой пищей, меняют памперсы… Супруг  устает от этого ухаживания за больным человеком, но еще больше устает от созерцания собственной любимой в таком возмутительном состоянии. В старости нет благородства, как будто бы говорит Ханеке.

И храбрец совершает поступок, что положит финиш всем страданиям — шокирующий, возможно, богохульственный, но таковой по-человечески понятный!

Роль верного мужа Жан-Луи Трентиньян сыграл самоотверженно и отчаянно. Беспримерный актерский подвиг, в случае если отыскать в памяти о том, что Трентиньян решил уйти из кино, в то время, когда восемь лет назад на съемках была убита любовником его дочь Мари. Быть может, это последняя роль Трентиньяна в кино — Жан-Луи показывает, что предпочитает играть в театре.

Исходя из этого «Золотая пальмовая ветвь», само собой разумеется, отогреет сердце 81-летнего актера и его блистательной партнерши 85-летней Эммануэль Рива.

Неоспорима и победа Мэдса Миккельсена, взявшего приз за фильм «Охота» Томаса Винтерберга. Актер, которого продолжительное время все вычисляли легко красавчиком (кроме того на последнем Берлинском фестивале над ним посмеивались, говоря, что он сыграл обколотого ботоксом доктора в «Королевском романе»), показал потрясающее мастерство. Тема, поднятая в фильме, крайне важна: человека ни за что ни про что обвиняют в ужасном правонарушении — в педофилии.

Обвинитель — маленькая девочка. Целый город, до того прямо-таки влюбленный в главного храбреца фильма — воспитателя детсада, начинает ужасную травлю, охоту на ни в чем не повинного человека. Но храбрец не сдается — и это крайне важно!

Он отчаянно и храбро борется за собственный честное имя. Миккельсену удалось передать небольшие нюансы переживаний собственного храбреца — от удивления до ярости, от отчаяния до просветления. На итоговой пресс-конференции победителей Миккельсен весьма правильно увидел:

— Запрещено взять приз за лучшую роль за фильм средней руки.

Призы за сценарий и женские роли достались фильму «За буграми», снятому еще одним каннским любимчиком — румынским режиссером Кристианом Мунджиу. И это также в полной мере понятное ответ: Нанни Моретти, что воображал на прошлом Фестивале кино в Каннах фильм «У нас имеется Отец» — о смехотворной процедуре избрания Папы, разумеется, имеет собственные счеты с церковью. А фильм «За буграми» именно посвящен теме фарисейства.

В его основе — настоящая история о том, как девушку, которая искала приюта у собственной подруги в монастыре, священники подвергли процедуре изгнания бесов. Несчастная погибла. А церковь, которая зачитывала девушкам громадный перечень грехов, так и не увидела, что совершила грех равнодушия…

Фильм сильный, пробуждающий массу вопросов, но и не неоспоримый: женщина, ищущая приюта в монастыре, совсем не невинная овечка — она воинствующая лесбиянка, достаточно агрессивная и наглая. И жалости не вызывает…

Юные актрисы, взявшие призы за лучшие женские роли, приехали на церемонию закрытия совсем уж в затрапезном виде. Ясно, что Румыния — небогатая страна, но хотя бы расчесаться из уважения к почтенной публике возможно было?..

Приз жюри, доставшийся английскому классику Кену Лоучу, порадовал — его фильм «Часть ангелов», о котором мы также детально писали, оказался стильным, актуальным, озорным и оставляющим надежду.

И лишь два решения жюри позвали лично у меня удивление, граничащее с неприятием. Итальянцу Нанни Моретти, к сожалению, как и многим вторым главам судейских бригад, не удалось встать над национальными эмоциями: приз, доставшийся итальянскому  фильму «Реалити», думается легко проявлением братства. Кино, повествующее о том, как продавец рыбы внезапно решается поучаствовать в шоу, напоминающем «Дом-2», смотрится первые 20 мин., потом нерв из картины исчезает, и ты мучаешься, заблаговременно зная, чем закончится кино.

Что касается приза за режиссуру, доставшегося мексиканцу Карлосу Рейгадасу, снявшему фильм «По окончании мрака свет», то это напомнило обстановку Канн 2010 года с награждением тайца Вирасетакуна за фильм «Дядюшка Бунми, вспоминающий собственные прошлые судьбы».  С обоих фильмов народ валил косяками, оба фильма не имеют никакой сюжетной линии, но перенасыщены кадрами в стиле канала «Дискавери» — с потрясающей природой. И оба содержат легенды и мифы, понятные, по всей видимости, лишь обитателям их государств.

Появление розового козла (либо черта?) с саквояжем в руках и огромным детородным органом в фильме «По окончании мрака свет», и эпизод с отрывание головы собственными руками одним из храбрецов фильма, само собой разумеется, создают чувство. Но не до таковой степени, дабы давать приз за режиссуру.

Сам Рейгадас знает, что его фильм многим не пришолся по нраву, и без того комментирует обстановку:

— Понравиться — цель многих кинодеятелей, но не моя. Моя цель — вольно выразить то, что я желаю, и покинуть что-то в ком-то.

Самое громадное разочарование нынешнего Кинофестиваля в Каннах — это то, что жюри совсем не оценило фильм Лео Каракса «Holy motors», привёдшего к настоящей сенсации. Видно, розовые козлы Нанни Моррети нравятся больше, чем мимикрирущие монстры…

Ну а в целом сегодняшний Каннский фестиваль удался на славу: программа сильная, занимательнейшая, предлогов для дискуссий — масса, как и подробностей, талантливых организовать моду на определенные тенденции в кино.

Илона Егиазарова

Канны    

 

Итоги Фестиваля кино в Каннах


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: