Каннский фестиваль: скандалы, наряды, фильмы

Каннский фестиваль: скандалы, костюмы, фильмы

63-й Фестиваль кино в Каннах прошел уже половину пути. Знатоки кино с наслаждением обсуждают кинопровалы и прорывы,   досужие сплетники перемывают косточки звездам.

Сутки открытия на красной дорожке разочаровал всех. Немногочисленность гостей мирового масштаба было нужно безотлагательно компенсировать за счет французских актеров. Вот и фланировали по дорожке немолодые Катрин Денев, Жюльетт Бинош, Ален Делон – почему-то под ручку с Клаудией Кардинале.

Уборные актрис не потрясали воображение: лишь тёмное  платье звезды «Робина Гуда»  Кейт Бланшетт, расшитое птицами и цветами, с белым шлейфом смотрелось вправду сногсшибательно. Остальные актрисы выбрали практически рабочий стиль. Но, настоящее шоу устроил из собственного прохода по дорожке французский режиссер Матье Амальрик.

Дело в том, что на фестивале он воображает конкурсный фильм «Турне», говорящий о гастролях артисток мюзик-холла. Режиссер явился на церемонию, практически обвешанный со всех сторон пышнотелыми стриптизершами в откровеннейших костюмах. Лицо Амальрика украшали следы от красной губной помады, а его спутницы подозрительно смахивали на трансвеститов.

Каннский фестиваль: скандалы, наряды, фильмы

Но на премьере фильма Оливера Стоуна «Уолл-стрит: деньги ни при каких обстоятельствах не дремлют»  все было чинно-благородно: собрались самые сливочные сливки, да в каких костюмах! Наоми Кэмпбелл прохаживалась под руку с бойфрендом Владом Дорониным, всецело оправдывая собственный прозвище Тёмная пантера – одета была во вдовий прикид.

Сальма Хайек в красном платье в пол смело демонстрировала обнажённую ножку – фактически от бедра.

Практически в таком же – но кремовом платье – красовалась Мишель Йео. А Айшвария Эдем выбрала ярко-розовое, подхваченное под грудью платье, не идущего ей европейского покроя.

Все чудесатее и чудесатее

Мы уже писали о том, что данный Фестиваль кино в Каннах именуют, пожалуй, самым эксцентричным. Например, председателя жюри — Тима Бёртона. Режиссер, явивший миру «Алису в Стране чудес», думается, еще не переболел данной историей. В первоначальный же вечер Бёртон собрал судейскую бригаду на званый ужин, меню которого было стилизовано под… «Алису». Так, участникам жюри подавали пирожные в виде… тучек.

В честь председателя жюри 63-го Кинофестиваля в Каннах Дворец фестивалей облачился в цвета вселенной Тима Бёртона. Картинки режиссера представлены в фойе Громадного театра Люмьеров и зала Дебюсси. А в одном из актуальных магазинов Канн имеется кроме того коллекция сумок, расписанных безумными зайцами в цилиндрах и смокингах…

 Член жюри Шекар Капур (создатель фильмов «Елизавета» и «Елизавета: золотой век»), понаблюдав пара дней за поведением Тима,  не удержался и высказался: 

— Бёртон для кино — то же самое, что Сальвадор Дали для живописи.

Похоже, сам Тим Бёртон  приобретает несказанное наслаждение от того, что находится в центре мирового внимания и выдает одно шокирующее признание за вторым:

— Я очень рад, что в конкурсе всего один американский фильм («Честная игра» Дуга Лимана — прим. И.Е.), — непатриотично заявляет он. – Я на целых три года из-за «Алисы» был отключён из кинопроцесса и не знаю, что в нем происходит, для меня Каннский фестиваль – целый — как один фантастический фильм. И вдобавок это возможность отдохнуть во Франции, о чем меня в далеком прошлом просили дети и жена…

Еще одна персона в составе жюри вызывает кучу насмешек – Бениссио Дель Торо. И чем лишь данный актер заслужил столь высокое право на судейство – неужто ролью «Волка», – ехидничают кинокритики? Нет, он уже брал приз Канна за роль Че Гевары в фильме Стивена Содеберга «Че».. 

«Мне думается, оргкомитет Кинофестиваля в Каннах, выбрав меня в жюри,  показал вкус», – отшучивается  Дель Торо.

И вдобавок один член жюри кинофестиваля  сидит в наше время в колонии – это иранец Джафар Панахи, и его избрание в состав судейской бригады – пускай чисто номинальное – это проявление свободомыслия и акт солидарности.

Каждой твари – по паре

Конкурсная программа фестиваля, на первый взгляд, — это целый сумбур. Имеется в ней историко-костюмное кино «Принцесса Монпесси» Бертрана Тавернье – достаточно очевидный рассказ о любви на фоне гугенотов и  войны католиков. Имеется примитивнейшее «мочилово» от «японского Тарантино» — Такеши Китано Бешенство, где каждые пять мин. какой-нибудь якудза отрезает себе палец, втыкает собеседнику в ухо палочки либо крошит недругу зубы стоматологической бормашиной.

Имеется эротический триллер в стиле «Моей красивой няни» — лишь с корейским выговором – фильм «Домработница» Им Санг-су. Имеется лиричное повествование о старости «Еще один год» Майка Ли. Имеется, наконец, военная драма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние» и социальное кино Сергея Лозницы «Счастье мое».

Все картины такие разные по уровню месседжа, актёрской игры  и художественного языка – что легко диву даешься, как они соседствуют на одном игровом поле.

Пожалуй, ни об одном фильме  французская пресса заблаговременно не пишет столь детально и злобно, как об «Утомленных солнцем». Пишут не только о том, что это «просталинский фильм», но и что «режиссер Михалков пользуется у себя на родине покровительством Кремля», и о том, что в Российской Федерации его картина провалилась в прокате. Но справедливости для нужно отметить: на фоне иных конкурсных картин фильм Михалкова смотрится как вразумительная и добротная история. 

Скандалы – громадные и мелкие

Кроме конкурсной программы в Канне проходят и просто премьеры новых  фильмов. Многие из них уже привели к скандалу. Как, к примеру, лента  классика американского кино Оливера Стоуна «Уолл-стрит-2: деньги ни при каких обстоятельствах не дремлют». 23 года назад режиссер снял фильм о денежном воротиле Гордоне Гекко, трудящемся на Уолл-стрит, которого сыграл Майкл Дуглас.

Стоун и не считал, что когда-нибудь возвратится к данной теме. Но всемирный  финансовый кризис 2008 года вынудил его снова задуматься об данной проблеме и продемонстрировать, как деньги лишают людей эмоций. Стоуна тут же поспешили обвинить в… революционно-социалистическом уклоне.

— 23 года назад я считал, что у капитализма имеется будущее, — защищается режиссер, – но происходящее сейчас вынуждает меня сказать о том, что эта совокупность исчерпала себя. Посмотрите, что сейчас происходит в Греции, Испании, Португалии…

Любопытное признание  сделал  и исполнитель ключевой роли Майкл Дуглас:

— Из-за кризиса я утратил до 40 процентов собственных капиталов. Но я сам – умелый игрок на биржах Уолл-стрита, и мне удалось за эти два года вернуть потерянное…

Майкл Дуглас выглядит весьма постаревшим – в нем еле узнаешь красавчика из «Главного инстинкта». Похоже, он сам осознаёт это и говорит:

— Чем старше ты становишься, тем меньше у тебя шансов заполучить роль, но появляется возможность сыграть что-то вправду занимательное в некоммерческом кино…

На пресс-конференции к этому фильму режиссера продолжительно терзали на предмет, кого же из настоящих людей он вывел в образе Гордона Гекко.

— Кто-то определит в нем Джорджа Сорроса, – говорит Стоун. – Кто-то уверен, что я снял фильм про собственного отца, что был финансистом. Но все эти предположения не имеют оснований. Мой папа был честнейшим человеком, что не хорошо разбирался в информатике и для которого интересы клиента были первыми.

Неожиданное продолжение данной же темы – кризиса, финансов и человечности – раздалось и на пресс-конференции совсем другого фильма – «Робин Гуда». Исполнитель ключевой роли Рассел Кроу заявил:

— Если бы Робин Гуд жил сейчас, он отстреливал бы подлецов с Уолл-стрит, виновных в мировом финансовый кризисе, и вдобавок — монополистов из массмедиа…

Продолжая тему политико-разоблачений и экономических интриг, нереально не упомянуть представленную на Кинофестивале в Каннах документальную работу  Сабины Гуццанти «Драквила. Италия дрожит». Министерство культуры Италии призвало Каннский фестиваль бойкотировать эту ленту — названную очевидно с намеком на Дракулу. Но на кинофоруме фильм был все-таки продемонстрирован.

Посвящен он Сильвио Берлускони, которого Сабина (ей, по всей видимости, не дает спокойствия слава Майкла Мура)  обвиняет во всех смертных грехах. И, например, в том, что на протяжении землетрясения в Аквиле прошлого года Берлускони не торопился оказывать помощь пострадавшим, пробуя вытянуть из обстановки большие политические и денежные барыши.

Острый политический резонанс позвала и лента «Вне закона» Рашида Бушареба. Данный фильм стал причиной  негодование последовательности французских СМИ и лично Николя Саркози. Картина якобы содержит поклеп на французскую армию.

Страсти до того накалились, что режиссеру было нужно выступить с открытым письмом и попросить общественность снизить градус дискуссии.

Ну а самым  неполитическим скандалом, разворачивающимся в эти дни, стала история с Романом Полански, которого обвинила в изнасиловании очередная жертва. Возмущенные участники Кинофестиваля в Каннах  Амальрик, Годар, Аньез Варда обратились кроме того с петицией к швейцарским влияниям, дабы они не выдавали Полански Америке. А вот Майкл Дуглас брезгливо поморщился и заявил, что у него нет никакой охоты вступаться за Полански.

Откровение от Вуди

Одним из броских событий Кинофестиваля в Каннах стало появление Вуди Алена, воображающего собственный новый фильм «Встретите большого незнакомого брюнета». Ален принципиально не выставляет собственные картины на конкурсе Канна, но прогуляться по красной дорожке со своей женой-дочкой, и продемонстрировать внеконкурсно новый фильмец – это  старик почитает  за приятное приключение. В этом случае картина с участием Наоми Уотс, Антонио Бандераса и других актеров – о любви, сексе, смерти и старости – позвала  очень сдержанные смешки в кинозале Дворца фестивалей. Но Вуди Ален добрал собственную порцию успеха на пресс-конференции, выдав, как неизменно, пара парадоксальных высказываний:

— Стареть не крайне полезно. Ты не становишься умнее либо добропорядочнее… Рекомендую вам избежать этого. Я всегда был пессимистом, кроме того в юные годы.

Жизнь — это кошмарный опыт, и единственный метод быть радостным – лгать самому себе. В моем фильме два радостных персонажа – и оба сумасшедшие…

Каннский фестиваль длится, и имеется надежда, что число сумасшествий, скандалов и парадоксов будет множиться.

Илона Егиазарова

Канн            

 

 

Пять лучших фильмов Кинофестиваля в Каннах


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: