Каннский фестиваль подводит итоги…

20010,0,3500,

Каннский фестиваль подводит итоги и спорит о вампирах и Романе Полански

Каннский фестиваль замер в напряженном ожидании объявления победителей основного конкурса. Сегодня назовут лучших из лучших и  завершат работу киносмотра.

Что любопытно, в этом году нет одного яркого претендента на победу, как было в прошлые годы, когда, например, фильмы  «Артист»   Хазанавичюса  или «Любовь» Ханеке  вырывались из общего контекста, демонстрируя совсем иной уровень профессионализма и вызывая совсем иные эмоции.

В этом году на фестивале соревнуются очень добротные, но вместе с тем и  ровные работы, поэтому на победу может претендовать кто угодно — от  вампирской истории  Джима Джармуша   «Выживут только любовники»  до милой японской мелодрамы «Как отец, как сын»; от  смешных и одновременно печальных братьев Коэнов с их «Внутри Льюина Дэвиса» до скандальной лесбийской истории  «Жизнь Адели» Кешиша (актрисы фильма — на фото ниже) и даже трэшевый «Боргман».

Каннский фестиваль подводит итоги...

Тем временем именно фильм французского режиссера Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель. Главы первая и вторая» (который выйдет в международный прокат под названием «Синий — самый теплый цвет») получил приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).

Интересно, что в рейтинге кинокритиков на втором месте значилась картина Джима Джармуша «Выживут только любовники».

Назвала своих победителей и каннская программа «Неделя критики». Приз в разделе «Короткий метр» получила российский режиссер Дарья Белова за курсовую работу «Иди и играй», которую она сняла, учась  в Берлинской киношколе. Победа между тем будет приписана Германии.

Даша  возмущена, что ее фильм подают как «немецкий, снятый режиссером российского происхождения».

— Это совершенно неверная информация, и я с самого начала пыталась ее опровергнуть. Я не «режиссер российского происхождения», а российский режиссер, просто учусь в Берлинской киношколе, потому что там второе высшее образование бесплатное, а у нас — платное. Мой фильм снят в Берлине, но на русском языке и с российскими актерами — он настолько же российский, насколько немецкий.

И мне бы очень хотелось, чтобы меня представляли вместе с российскими участниками Канн.

Белова сняла черно-белое кино. Герой — русский мальчик, живущий  в Берлине, играющий в войнушку. Своими играми он провоцирует память места. В явь превращаются  какие-то сны, оживают призраки этого города. По Беловой, Берлин, переживший войну, в самой атмосфере — довольно агрессивной, несет  память пережитого.

  Даша, петербурженка по рождению, считает, что и ее родной город Ленинград  многое транслирует.

Режиссер владеет четырьмя языками, и после показа ее работы на Каннском фестивале ее уже завалили предложениями французские продюсеры.  В своем фильме она вдохновлялась шедеврами Тарковского,Климова, Росселлини.

В конкурсе «Особый взгляд» (втором по значимости после основного), жюри которого возглавлял режиссер Томас Винтерберг,  награды распределились следующим образом.

Главный приз «Особого взгляда» достался фильму«Ошибка изображения» камбоджийского режиссераРити Панх. Фильм посвящен событиям конца 1970-х годов, связанным с красными кхмерами и массовым уничтожением людей.

Приз жюри получил фильм «Омар» палестинского режиссера Хани Абу-Ассад.

Приза за режиссуру удостоился французский режиссер Ален Гироди за фильм«Странник озера».

Фильм американского кинорежиссера Райана Купера «Станция Фруктовая долина» получил приз «Авенир».

Меха от Романа Полански

Ну а основной конкурс завершился показом фильма Романа Полански  «Венера в мехах», который вызвал бурные  аплодисменты.

Полански во многом повторяется. Во-первых,  он использовал  прием своей «Резни»  и перенес  действие в одно пространство — в помещение театра, где режиссер  проводит актерский кастинг. Во-вторых,  весь фильм состоит из разговоров. Да, диалоги между режиссером и явившейся на кастинг актрисы — вульгарной, вздорной, но необыкновенно манкой —  острые, драматические и держат в напряжении.

И все-таки от такого мастера, как Полански, мы вправе ждать открытий.

В картине он снял свою жену Эмманюэль Сенье  («Девятые врата»), а в роли режиссера — Матье Амальрика, и это не только внешне двойник самого Полански (в каких-то эпизодах аж вздрагиваешь от сходства!), но и внутренний двойник. Потому что  в картине явно показаны все режиссерские страхи, комплексы, надежды и влюбленности. А крутится сюжет вокруг книги Леопольда фон Захер-Мазоха.

— Текст был настолько забавным, что я смеялся в одиночку, что довольно редко. Я не отдавал себе в этом отчета, но когда мне начали об этом говорить, понял, что в герое немало характерных для меня черт, — признается Полански. — Для меня главный и любимый момент в фильме, когда Матье понимает, что героиня не дура, и что она может играть роль.

Полански никогда до того не снимал фильмы на французском языке, но  поскольку пьеса французская, да и актеры тоже, режиссеру пришлось вступить в неизведанную воду. И мы получили театр в кино — ироничную и вместе с тем страшную историю манипуляций, подчинения, диктата и подавления…

Вампирская сага попортила кровь критикам

В кулуарах Каннского фестиваля продолжают обсуждать фильмДжима Джармуша (на фото ниже) «Выживут только влюбленные».

На первый взгляд, это еще одна  меланхоличная история  любви двух вампиров. С другой стороны, кино снято настолько завораживающе и стильно, а главная мысль — о том, как выживать в условия вечности, и как сохранить при этом свою любовь, настолько сбивает с ног, что в мыслях ты возвращаешься к изысканному и мрачному миру Джармуша вновь и вновь. Я уже подробно писала о картине.

А теперь послушаем ее создателей.

— Этому проекту уже семь лет, было сложно найти финансирование, — признается режиссер. — Я с самого начала предложил роль в этом фильме Тильде Суинтон, она сразу согласилась и не изменила своего решения за все это время, несмотря на все трудности.

Тильда — женщина внешности инопланетянки, коммунистка и большой острослов — сыграла так, что глаз от нее не отвести. Как я уже писала, изначально главную мужскую роль должен был играть Фассбендер, однако из-за сдвигающихся сроков проекта, роль перешла к англичанину с шотландскими корнями Тому Хиддлстону, и фильм нисколько от этого не теряет.

— Насколько я знаю, истории о вампирах произошли из английской литературы. В этом есть что-то типично английское. Вообще англичанам свойственно потрясающее восприятие окружающего мира и литературы.

Мне хотелось передать его, подчеркнуть его таким образом, — говорит Джармуш.

Съемки — ночные и невероятно красивые — проходили в Танжере и Детройте. А фильм насыщен оригинальной музыкой, в которой Джармуш хорошо разбирается:

— Для меня это очень абстрактные города, которые привлекают меня по личным причинам. Детройт был таинственным и магическим городом. Сегодня он в трагической, упадочной ситуации.

Тем не менее в нем есть вдохновенная музыкальная среда. Ни один музыкальный фрагмент в картине не случаен.

Что касается собственно вампирских штучек с питьем крови, то и эта декоративная часть истории выдержана весьма стильно: кровь вампиры получают в термосах,  выпивают ее из изящных рюмочек или из миниатюрной  фляжки; желая удивить любимого, героиня Тильды Суинтон, дарит ему кровавое мороженое на палочке…

— Я уже много лет не ем мяса, — смеется Джармуш, — зато я поглощаю кровь растений.

Тильда Суинтон вторит ему:

— Мы все зачарованы вампирами. Несомненно, потому что они бессмертны, а сами мы очень боимся смерти. Мне нравится в этом фильме идея невидимой жизни и работы.

А Том Хиддлстон признается:

— Мне понравилась идея сыграть героя, воплощающего одновременно меланхолию и романтизм. Это прекрасная история двух людей, которые любят друг друга и принимают друг друга такими, какие они есть. Мы исследовали любовь в контексте бессмертия.

Быть может, вампирская сага не получит приз Каннского фестиваля, но то, что картина полюбится зрителям, — несомненно.

Ну а отчет с красной дорожке и о победителях читайте в следующем моем материале.

Илона Егиазарова

Канны

Каннский фестиваль подводит итоги


Записи которые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: