Какой праздник без «офицеров»?

Какой праздник без «Офицеров»?

Ко Дню Победы Первый канал продемонстрирует данный легендарный фильм в цвете.

Мысль снять картину, говорящую о нелегкой судьбе жены офицера, появилась у сценариста Кирилла Рапопорта ровно сорок лет назад. И он вместе с писателем Борисом Васильевым подал заявку на сценарий. С ней ознакомился маршал Андрей Гречко, что в те годы был военным министром, и сообщил: «Превосходно, полный вперед, но в картине в обязательном порядке обязана раздаться фраза: “Имеется такая профессия – защищать отчизну”.

В данной фразе всякий смысл».

Режиссером «Офицеров» стал Владимир Роговой. Экономист по образованию, он трудился директором Киностудии им. Максима Неприятного, после этого окончил режиссерские направления и решил попытаться себя в новом амплуа. Роговой и Борис Васильев были ровесниками, оба прошли войну и замечательно осознавали друг друга. Васильев верил, что Роговой сделает добротный и правдивый фильм.

Так оно и оказалось.

У некоторых из храбрецов картины были настоящие прототипы. Так, одному из них Борис Васильев подарил имя и фамилию краснодарского поэта Ивана Вараввы. Тот получал образование Литературном университете и на сценарных направлениях, где и познакомился с Васильевым.

На протяжении войны Варавва был лейтенантом. Васильев частенько расспрашивал его о семье, фронтовых буднях.

– Я удивлялся, для чего ему? – вспоминает поэт. – Он, в большинстве случаев, отвечал: «Может, понадобится». И так как увековечил моего деда Тихона! Тот бился в седле так яростно, что как-то у него по шву брюки разорвались, Борис включил данный эпизод в сценарий.

Сам я человек мирный, мечтательный, романтичный, но кое-что и от моего характера Васильев приписал храбрецу: я вот, в то время, когда иду к себе, частенько жене цветы с клумбы рву…

Прототипом храбреца актера Георгия Юматова стал папа Бориса Васильева – кадровый армейский царской армии, перешедший на сторону красных. Актера с ним познакомили, и тот перенял у ветерана интонацию, жесты и мимику…

Какой праздник без «офицеров»?

Роль Вараввы Владимир Роговой думал дать Олегу Ефремову, но актер был весьма занят в театре и на съемках в кино. А второй режиссер Владимир Златоустовский настаивал на кандидатуре Василия Ланового. Но Роговой сначала не соглашался и раздраженно отвечал: «Для чего нам Турандот?» (Лановой в то время игрался в легендарном спектакле Театра им. Евг.

Вахтангова «Принцесса Турандот». – Д. С.) В итоге Златоустовский, дождавшись отказа от Ефремова, не выдержал и деликатно напомнил режиссеру, что Лановой – это не только Турандот, но еще и Павел Корчагин. Тот дал согласие взглянуть актера и не раздумывая утвердил на роль. Но сейчас уже актер начал отказываться от съемок в фильме: роль ему показалась не основной и не большой.

К тому же Василий Лановой никак не имел возможности осознать собственный место в этом амурном треугольнике.

Не ожидавший для того чтобы поворота событий Роговой припугнул, что пожалуется в ЦК ВЛКСМ, и в том месте примут меры, параллельно дав обещание денег втрое больше, чем в большинстве случаев платят актерам за подобную работу. Лановой практически дал согласие, но попросил детальнее прописать поступки и характер его храбреца.

Рапопорт и Васильев выполнили задание актера на превосходно. Прочтя обновленный сценарий, Лановой с удовольствием вскрикнул: «Это уже вектор направления!» – и дал согласие на съемки.

На роль Алексея Трофимова Роговой пробовал более 40 актеров, но остановился на Георгии Юматове. Его будущее идеально легла на роль, и режиссер весьма желал видеть в картине этого актера. Но опасался его утверждать из-за пристрастия Юматова к алкоголю.

Помимо этого, между Лановым и Юматовым были очень натянутые отношения. Юматов грезил сыграть в фильме «Павел Корчагин», но на ключевую роль в той ленте утвердили Ланового. Однако Юматова утвердили в «Офицерах», и во время съемок актеры помирились.

Действительно, гримерам было тяжело: так как им необходимо было сорокалетнего Юматова превращать в восемнадцатилетнего юношу. Актеру клеили около лица ленту и затягивали кожу позади под парик либо фуражку – так он казался значительно моложе. Настрадались не только гримеры – у актера по окончании таких подтяжек продолжительно болела кожа.

А вот в сцене, в то время, когда по окончании возвращения Алексея из Испании супруга рассматривает у него на пояснице след от ранения, гримеры не трудились – ранение у Юматова настоящее, полученное на протяжении ВОВ.

Сейчас «Офицеров» нереально представить без Алины Покровской.

Но изначально на роль Любы Трофимовой была утверждена а также уже игралась вторая актриса – Елена Добронравова, но она видела роль совсем не так, как желал режиссер: Люба у нее получалась дамой «себе на уме», тайно влюбленной в Варавву. Роговой переживал, что обстановка выходит из-под контроля, поскольку амурный треугольник становился на уникальность похабным, но спорить с властной Добронравовой фактически не имел возможности…. И тогда он решил: пока не поздно, поменять актрису.

 Он начал просматривать другие кандидатуры, но все напрасно. И внезапно в троллейбусе он случайно столкнулся с Алиной Покровской, позже посмотрел в Театр Советской армии, взглянул ее на сцене и… внес предложение прочесть сценарий. Актрисе весьма захотелось сыграть эту сложную и увлекательную роль.

Пройти совместно со своей героиней целую жизнь – от девушки до бабушки.

– не забываю собственный первый съемочный сутки, – говорит Алина Покровская. – Весьма волновалась, продолжительно подготавливалась, думала о том, какое у меня будет лицо. Прибежала в гримерную, а мне протягивают седую накладочку. Выясняется, в тот сутки снималась финальная сцена – так что я сходу начала съемки с бабушки Любы.

– Юматов с удовольствием игрался в семью, – продолжает актриса. – Он грезил о детях и, наверное, проецировал эту мечту на собственную роль, делая это как-то особенно, ласково, практически влюблено относясь ко мне. Я этого не поощряла, но было приятно.

Мальчика на роль Вани Трофимова искали продолжительно. Ребят гримировали, приклеивали носы – не получалось. В этот самый момент ВладимирЗлатоустовский отыскал в памяти чудного ушастого мальчугана из «Приключений желтого чемоданчика». Так в фильме показался Андрюша Громов, которого за лопоухость прозвали Локатором.

По окончании данной роли юноши без экзаменов принимали в Суворовское военное училище, но Андрей предпочел профессию дипломата и в течении долгого времени трудился в Индии, Италии, Австралии… Это позже – уже через много лет – Ланового будут именовать первым офицером России, а сначала он мучительно подбирал  ключи к собственной роли. И помогла ему в этом… музыка.

Как-то актер слушал «Времена года» Вивальди и в момент самоё оптимистического звучания осознал: вот же он, Варавва, весёлый, открытый…

– Меня как током пронзила эта идея, – говорит Василий Лановой. – В нем кипит радость бытия, он целый искрится, как звучащая музыка. Да, он обожает жену приятеля и знает, что это безнадежно, но он не впадает от этого в уныние. Он все равно обожает, он радостен от того, что это высокое чувство снизошло к нему!

К слову, Василию Семеновичу предлагали спеть за кадром ставшую сейчас известной, песню Рафаила Хозака на стихи Евгения Аграновича «О храбрецах прежних времен». Лановой весьма желал ее выполнить, но должен был отказаться: времени на репетиции не было. Попытался Владимир Златоустовский, и у него оказалось.

В «Офицерах» вот уже практически 40 лет мы слышим как раз его голос.

В сценарии ленты было большое количество динамичных эпизодов. Дабы их снять, оператору Михаилу Кириллову приходилось проявлять чудеса изобретательности. Не забывайте сцену, в то время, когда Варавва бежал по крышам вагонов к рожающей Любе и дарил ей цветы?

Кириллов попросил, дабы к нему привязали камеру, а его самого – к ступеням паровоза. Так и снимал.

А в китайском эпизоде, что в зависимости от взаимоотношений нашей страны с  Поднебесной, то вырезали из ленты, то вставляли снова, оператор снял в павильоне чудесный восход полной луны, причем без всяких технических ухищрений. Как? Остается тайной.

Съемки фильма проходили по всему СССР: в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде.

Эпизод около Минобороны, в котором был кабинет генерала Варравы, снимали летом на протяжении студенческих каникул у входа в химический факультет московского университета. Из-за чего? Легко киношникам трудиться у строения Минобороны на Фрунзенской набережной запретили.

А крыльцо корпуса химического факультета московского университета сильно напоминало вход в строение армейского ведомства.

Сцену, в которой Люба Трофимова определит о смерти сына и встречает невестку Машу с новорожденным внуком, снимали зимний период в сильный холод в Сокольниках. На закинутую ЖД ветку на окраине парка подогнали фронтовые вагоны.

 

– Было весьма холодно, – говорит Алина Покровская, – мы так замерзли, что в сцене, где моя Люба приобретает документы о смерти сына, мне кроме того не было нужно заставлять себя плакать. От мороза слезы сами полились в три ручья.

Роль новорожденного внука Любы Трофимовой в фильме сыграл кроха из детского дома. Мать отказалась от него в роддоме – ее будущий супруг (папа мальчика) был против ребенка и заявил, что, если она не избавится от него, он не женится на ней. Но, к счастью, свадьба горе-мамаши не состоялась.

И в осеннюю пору 1971 года (по окончании выхода «Офицеров» на экраны страны) она забрала сына из детского дома.

Кстати, всесоюзная премьера «Офицеров» проходила два раза. В первоначальный раз летом 1971 года – при фактически безлюдных залах! По окончании чего прокатчики приняли беспрецедентное ответ повторить премьеру в осеннюю пору, и «Офицеры» начали собирать по стране тысячные залы!А в последних месяцах года, по данным анкетирования популярного в те годы издания «Коммунистический экран», «Офицеров» признали лучшим фильмом, а Василия Ланового – лучшим актером.

 Дмитрий Сергеев

Офицеры из Житомира: 23 февраля для нас не праздник — Житомир.info


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: