«Ирония судьбы, или с новым годом!»

«Ирония судьбы, либо С Новым годом!»

Новый год без «Иронии судьбы, либо С легким паром!» да это и не праздник вовсе! Как без салата оливье, без боя курантов и без брызгов шампанского. 31 декабря его всегда показывают многие каналы ТВ.

И в текущем году уже в 35-й раз большая часть из нас в обязательном порядке совершат новогодний вечер вместе с храбрецами данной уже народной ленты. Смотрите картину 31 декабря на Первом в 18.30

Само собой разумеется, трудясь над этим фильмом, режиссер Эльдар Рязанов верил в успех, но на такую замечательную любовь телезрителей он не рассчитывал.

«Мне жутко приятно, что моя лента стала воистину народной новогодней картиной», — согласится Эльдар Рязанов.
А давайте отыщем в памяти, как начиналась эта зимняя сказка.

Зимняя сказка

По легенде, на создание сценария «Иронии судьбы, либо С легким паром!» Эльдара Александровича вдохновила следующая история: в Омск на чемпионат СССР по шахматам среди глухих летела команда из Хабаровска. Самолет совершил посадку в аэропорту, шахматисты поймали такси и протянули водителю записку с адресом: «Улица Октябрьская, дом 24». Он довез их до нужного места, но в том месте, на месте шахматного клуба, стоял жилой дом. Выясняется, из-за погодных условий самолет не долетел до Омска, а совершил посадку в Новосибирске, пассажиров выпустили в аэропорт, а глухим шахматистам никто не растолковал

«Ирония судьбы, или с новым годом!»

И во второй половине 60-ых годов XX века Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским написали сценарий «Иронии судьбы…». Спектакль под этим заглавием шел в нескольких столичных театрах. Но в то время, когда Рязанов решил снять фильм по этому сценарию, ему отказали, доказывав, что он «пропагандирует разврат и пьянство».

Помог тогдашний глава Гостелерадио Сергей Лапин. Говорят, что он вместе с режиссером Иваном Пырьевым, директором киностудии «Мосфильм», сообщил где-то в «высоких кабинетах»: «Вы что, в баню ни при каких обстоятельствах не ходили и пива не выпивали?» По окончании чего разрешение на съемки было получено.

Я не Ипполит!

Сейчас двух главных героев «Иронии судьбы, либо С легким паром!» Шевелеву Барбары Брыльской и Лукашина Андрея Мягкова нереально представить в исполнении вторых актеров. Но все имело возможность сложиться и по-второму.

Рязанов шепетильно подыскивал исполнителей основных ролей. Лукашиным имели возможность стать Петр Вельяминов и Станислав Любшин, но Эльдар Александрович выбрал Андрея Мягкова и не совершил ошибку.

Эльдар Рязанов пишет в книге «Неподведенные итоги», что на роль Ипполита желал Андрея Миронова, но актер объявил, что не желает играться отрицательного персонажа:

Андрей попросил меня, дабы я попытался его на роль Лукашина. Дал бы ему шанс. Во имя отечественной дружбы! Я был уверен, что он не подходит на эту роль, но отказать ему не имел возможности. Я сообщил: «Андрюша, я дам тебе на пробу одну каверзную сцену. И если ты убедишь меня в этом эпизоде, клянусь, ты будешь играться Лукашина». Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: «А я у дам ни при каких обстоятельствах не пользовался успехом, еще со школьной скамейки.

Была у нас девочка — Ира. Что-то в ней было. Я в нее еще в восьмом классе, как тогда говорили, втюрился. А она не обращала на меня ну никакого внимания. Позже, уже по окончании школы, она стала женой Павла». Но почему-то ощущения правды судьбы, веры в актерскую убедительность не появлялось. Поверить в то, что какая-то неизвестная Ира имела возможность пренебречь таким юношей, как Миронов, было нереально. И я отказал ему.

Я повторил еще раз, что на роль Ипполита беру его без кинопробы. Но тут он отказал мне. Но мы относились друг к другу ласково и по-дружески.

По окончании того как Андрей Миронов отказался играться Ипполита, Рязанов утвердил на эту роль Олега Басилашвили. Для него сшили костюмы и отсняли пара эпизодов. Но у Басилашвили неожиданно погиб папа Съемки срывались.

Рязанов в отчаянии позвонил Юрию Яковлеву. У актера должны были состояться две премьеры в Вахтанговском театре, и он сначала отказался

А через несколько дней в квартире Яковлева снова раздался звонок телефона: директор «Мосфильма» Иван Пырьев пригласил его к себе.

Поднимаюсь на второй этаж, — вспоминает Юрий Яковлев, — вхожу в кабинет и вижу сидящего где-то далеко за столом Ивана Александровича. Внезапно Пырьев делается на колени, ползет ко мне по ковровой дорожке и умоляющим тоном говорит: «Снимись у Рязанова!».

По окончании таких уговоров Яковлев не устоял и превосходно справился с ролью Ипполита.

К слову, фраз «Какая мерзость эта ваша заливная рыба!» и «О, тепленькая отправилась…» в сценарии ленты не было. Это чистая импровизация Юрия Яковлева. Рыба была вправду ужасная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление очень редкое.

Нужно заявить, что сшитые для Басилашвили костюмы пришлись Яковлеву в самый раз. Но Басилашвили все-таки показался в «Иронии судьбы, либо С легким паром!». Не забывайте эпизод, в котором Лукашин выбрасывает из окна фотографию Ипполита?

Он бросает фотографию Яковлева, а вот Надя поднимает со снега портрет Басилашвили. Эту сцену Рязанов так и не переснял

Неромантичная Брыльская

На роль Надежды Шевелевой в комедии пробовались многие популярные актрисы.

«Надю пробовали сыграть множество актрис, а Мягков отдувался, — говорит Светлана Немоляева. — К нему на съемочной площадке было очень много внимания. Я сделала восемь проб и в сцене с гитарой, и со скандалами, где Шевелева видит в собственной квартире незнакомого человека. Игралась в различных париках, со собственными волосами и в очках, но наконец-то с треском провалилась!

Наконец Эльдар Александрович сообщил: «Ну, Света, не будущее! Само собой разумеется, возможно сыграть хуже, но тяжело».

Рязанов пробовал на Алису и роль Нади Фрейндлих, и Людмилу Гурченко, и Валентину Талызину, и других популярных актрис, но как вспоминает режиссер в собственной книге «Неподведенные итоги», « Все актрисы трудились превосходно, совершенно верно, талантливо. Но индивидуальные качества актрис не совпадали со особенностями героини. В этот самый момент мне вспомнилась актриса из достаточно среднего польского фильма «Анатомия любви».

Я сохранил в памяти ее имя и фамилию — Барбара Брыльска. Барбара показала необычную деликатность в интимных сценах. За ее очаровательной наружностью чувствовалась биография, прожитая судьба, трагическая судьба».
Так в ленту попала Барбара Брыльска, которая до сих пор не устает повторять, что не осознаёт обстоятельство успеха «Иронии судьбы, либо С легким паром!» у отечественных зрителей. «Возможно, я не хватает романтична, — говорит Барбара, — исходя из этого не могу себя вынудить поверить в сказочную историю».

По слухам, во время съемок у Брыльской и Мягкова довольно часто случались ссоры. Польская актриса неоднократно сказала в собственных интервью, что ей не нравится партнер по фильму. Не смотря на то, что, если доверять вторым слухам, у Мягкова и Барбары появился роман Иными словами, оказалось все, как в фильме, — и ссоры, и любовь.

Барбара Брыльска категорически отказалась целоваться с Юрием Яковлевым.

«Я сообщила Эльдару Рязанову, что не могу целоваться с Яковлевым, не нравится он мне, — говорит Барбара. — Я настаивала, дабы мы лишь делали вид, что целуемся. Договорились, что снимать будем со поясницы, и я лишь сделаю вид, что целую Ипполита. Но, кроме того притом что камера стояла позади, Яковлев все равно норовил впиться в мои губы, а я отталкивала его».

Не считая тяжелого кастинга съемочной группе на протяжении работы над фильмом не повезло с погодой.

Основной трудностью для нас стало полное отсутствие снега в ту зиму, — говорит Рязанов. — А потому, что мы снимали новогоднюю сказку, обойтись без него было никак запрещено. Исходя из этого было нужно все улицы, попадавшие в кадр, посыпать пенопластом.

Банные страсти

Съемки банного эпизода проходили в холодном павильоне киностудии «Мосфильм». Пальмы, полотенца и тазы забрали напрокат в Сандуновских банях. В данной сцене актеры так конечно сыграли собственных персонажей, что мы просто не в состоянии поверить, что они трезвые. Вдобавок к этому сами актеры неоднократно говорили, что они втайне от Рязанова пронесли на съемочную площадку по пол-литра водки. По одной версии, был сутки рождения Александра Ширвиндта, по второй — Александра Белявского.

Ну и выпили они пара рюмок, а позже еще и пива по сценарию. В следствии их вправду развезло, и Эльдар Александрович, встретившись с ними в таком состоянии, обиделся и уехал. Но через несколько дней съемки все-таки продолжились

Работа над «Иронией судьбы, либо С легким паром!» закончились в июне 1975 года. Высокие госслужащие от кино, наблюдавшие ленту, потребовали вырезать из него сцены пьянства в проводы и баня в аэропорту. Кто знает, заметили бы мы данный фильм в сегодняшнем формате, если бы его не взглянул генсек Леонид Брежнев.

Картина ему понравилась и взяла добро на показ по ТВ и выход в кинопрокат.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века «Иронию судьбы, либо С легким паром!» признали лучшим фильмом года, а актер Андрей Мягков, по версии издания «Коммунистический экран», стал лучшим актером. Во второй половине 70-ых годов XX века лента была удостоена Национальной премии СССР.

«По окончании этого фильма меня стали узнавать на улицах. Мужчины предлагали в баньку сходить, пива попить. А дамы всегда задавали одинаковый вопрос, как я имел возможность предать собственную невесту», — вспоминает актер.

Андрей Мягков в течении многих лет приобретал письма на имя Жени Лукашина от одной дамы. От нее также давным-давно сбежал жених, и, взглянув «Иронию судьбы, либо С легким паром!», она сделала вывод, что Лукашин — тот уникальный человек, что обязан ее осознать.

Эльдар Рязанов сыграл в ленте в одном из эпизодов пассажира самолета, сидящего в кресле, на которого всегда сваливается дремлющий Лукашин. Говорят, что в то время, когда Эльдар Александрович просмотрел себя в этом эпизоде, то весьма расстроился: он в первый раз увидел, что через его пышную шевелюру проглядывает лысина.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века фильм «Ирония судьбы…» в первый раз продемонстрировали на Тайване. С того времени любой Новый год обитатели данной государства смотрят за развитием взаимоотношений Жени и Нади — картина так полюбилась им, что в новогоднюю ночь ее показывают по нескольким каналам.

О том, что съемки «Иронии судьбы, либо С легким паром!» проходили на юго-западе Москвы в квартире панельного дома на проспекте Вернадского, 125, уже известно практически всем. И вот через много лет — в 2003 году на стене этого дома открыли мемориальную доску с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова.

А телефонный номер Евгения Лукашина 456-60-21 выпал вахтерам на Фестивальной улице в Москве.

Всегда, когда заканчивается показ «Иронии судьбы, либо С легким паром!» по ТВ, у дежурных не прекращает звонить телефон. И без того любой Новый год. Звонят по пятьдесят раз на сутки и задают вопросы Галю либо Женю.

Сначала дежурные злились, а позже смирились и начали без шуток отвечать: «Галя уехала в Питер, а Женя уже спит».

Крылатые фразы

Какая же мерзость эта ваша заливная рыба!
О-о, тепленькая отправилась! Потрите мне спинку, пожалуйста!
Что вы меня поливаете?! Я же не клумба!
Нашлись хорошие люди Подогрели, обобрали. Другими словами подобрали, обогрели
А у вас ботиночки на узкой подошве. Простудитесь, заболеете и погибнете.
Выпивать нужно меньше, меньше нужно выпивать
Во-о-от он, мой пиджачок, во-о-от куда я его повесил серый в елочку из Мосторга
А давайте взвесимся на брудершафт.

— А куда вы подевали мою люстру?
— Отвезла в комиссионку!
— Для чего?!
— Да и бельишко у вас, как я успел подметить, не по сезону. Схватите воспаление легких, и ага.
— Что «ага»?
— Летальный финал.
— А у вас ботиночки на узкой подошве, так что погибнем рядом.

Ипполит, ну какой вы тупой!
Ну что вы меня все время роняете?!
Поете вы вправду здорово, а вот готовить вы не можете.
Осознаёте, ежегодно 31 декабря мы с приятелями ходим в баню. Это у нас такая традиция
По причине того, что я ни при каких обстоятельствах не пьянею!
Споко-о-ойно, Ипполит, нормально.

— Я на данный момент встретила Ипполита — он целый мокрый! Это вы его водой окатили?
— Это он мокрый от слез…

Киноляпы

Евгений Лукашин не имел возможности улететь в Ленинград, поскольку в билете была записана не его фамилия — паспортный контроль ввели на внутренних авиалиниях с 1970 года – за пара лет до начала съемок фильма. Исходя из этого приятелям Лукашина не нужно было гадать, кто летит в Ленинград — легко нужно было взглянуть фамилию в билете.

В титрах фильма прошла опечатка: в слове «только» пропущена буква «Л» («Совсем нетипичная история, которая имела возможность случиться лишь и искючительно в новогоднюю ночь»).

Мама Жени Лукашина отбирает у Павла шампанское два раза: первый раз в середине беседы, а второй — перед тем, как выпроваживает его за дверь.

Надя в Ленинграде садится в такси к одному водителю, а в то время, когда выходит у Столичного вокзала, за рулем автомобили уже второй водитель.

В то время, когда Ипполит подходит к подъезду дома Нади, он снимает перчатки и нажимает на кнопку в лифте рукой без перчатки. А позже, выходя из лифта, он внезапно снимает перчатки во второй раз.

В сцене заноса на льду машина Ипполита ударяется об облицовку набережной, ее разворачивает битым боком вперед, но в кадре данный бок почему-то оказывается целым.

Смотрите картину 31 декабря на Первом в 18.30

Дмитрий Сергеев

Вы встречали Новый год в воздухе? Ирония судьбы, либо с легким паром!


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: