Хрущев против екатерины великой

Хрущев против екатерины великой

Хрущев против Екатерины Великой

21 марта на Первом канале стартовал 14-серийный проект «Севастопольские рассказы».  По жанру это  — синтез между игровым и документальным кино. Ничего общего с одноименным  литературным трудом Льва Толстого цикл не имеет.

Тогда для чего он и о чем?

Может ли быть случайным такое совпадение: на Украине к власти приходят новые люди – лояльные  Москве – в этот самый момент же на главном канале России выходит проект о  непростой доле Севастополя – города, что многие  в Российской Федерации до сих пор вычисляют своим, данным Украине только по дурости  Хрущева?

Вопрос данный скорее риторический. И съемочная несколько обходится «неспециализированными фразами»:

— Мы не стремились затронуть ничьих политических  либо национальных заинтересованностей. Но Севастополь занимает жёсткое место в отечественной и всемирный истории, и это не вычеркнешь из памяти, — дипломатично говорит продюсер цикла Светлана Резвушкина.

И все-таки… Как в том месте у классика? «Нам не разрешено предугадать, как слово отечественное отзовется…

 Цифры

Проект сделан в актуальном на Западе жанре инфотейнмента – в то время, когда информируют развлекая. Доселе на отечественном ТВ данный жанр был по зубам только Леониду Парфенову – с его Гоголем, нынешним Хребтом и «Пушкиным России». Посмотрим, как к ответу задачи подошла несколько «Севастопольских рассказов».

3 года снимался данный цикл, несколько всегда была в разъездах между Перекопом, Бахчисараем, Севастополем, Санкт-Москвой и Петербургом.

200-летнюю историю Севастополя — с момента его основания  Екатериной Великой — охватывает проект.  

 

Добрая половина горожан участвовала в массовках к этому фильму.

В ноябре 1914-го Первая мировая докатилась до Севастополя. Изменилась русский военная форма: провалились сквозь землю синие мундиры и красные, армия оделась в хаки и противогазы. Изменилась и этика войны. Процветали вероломство, шпионаж, диверсии.

В православную Пасху  русские моряки выловили германскую мину с надписью «Христос воскресе!».

аэродром и Первая школа авиаторов  показались под Севастополем в Каче. Этим Российская Федерация была обязана Великому князю  Александру Михайловичу — отцу русского воздушного флота.  Воспитанником, а позже и инструктором  данной школы был известный ас, храбрец войны Константин Арцеулов, сумевший первым в мире создать и опробовать тактику выхода из штопора.

С его именем связан исторический анекдот: он возвратился  в город на протяжении  панихиды по самому себе.

Первую в истории  совместную операцию морских и военно-воздушных  сил  применил Александр Колчак, что  был командующим Черноморским флотом.

В 1916 году  прямо  в бухте Севастополя  взорвался и загорелся флагман Черноморского флота линейный корабль «Императрица Мария». Много лет спустя практически на этом же месте  горел крейсер «Очаков» и затонул линейный корабль «Новороссийск».

90 лет было на момент съемок исполнителю роли ветхого матроса Абакумова, караульного на «Императрице Марии». Эту роль сыграл  несложной рыбак. Он до сих пор ходит в море, а его папа  служил на той самой легендарной «Императрице Марии».

196 см – таков рост главного рассказчика цикла – актера Игоря Золотовицкого.

Игорь Золотовицкий в серии «За Веру, Царьград и Отечество» 

шляпные картонки и Компьютерные технологии

Для воссоздания  исторических эр создателям фильма было нужно применять все узнаваемые кинометоды. По признанию режиссера цикла Александра Бруньковского, еще на старте ему приснилась театральная ширма… Как раз ее решено было забрать за базу художественного ответа цикла: отгородился – и вот сзади – прошлое, а перед тобой — настоящее.

В сериале в  роли ширмы выступил… зеленый хромакей, что всегда фигурирует в кадре, что путешествовал с группой  по весям и всем городам и все норовил улететь на ветру. На хромакее  воссоздавались все компьютерные трюки. К примеру,  портрет Григория Потемкина, что преобразовывается в лицо Игоря Золотовицкого,  либо «ожившая» картина, с которой внезапно сходят лодочки и отправляются в морское странствие.

Но технологии разработками, но и настоящим реквизитом было нужно обзавестись. Чернильница 18 века, которой пользуется императрица, бинокль Чехова и личные очки, хирургические инструменты Пирогова, письменные принадлежности Волошина, древние столовые устройства из крымских дворцов, настоящий бильярд Николая II… Прибавьте к этому  древние машины, поезд времен Первой Мировой, самолеты…

Но, живописцам потрудиться было нужно  и «руками»: был воссоздан  интерьер кареты – правильной копии той, на которой ездила Екатерина и которая сейчас хранится в Оружейной палате, сшиты десятки  костюмов…  Живописцами проекта выступили Дмитрий Владимир и Андреев Никифоров. Они уже делали «исторические  костюмы» для фильмов «Братья Карамазовы», «белый бульдог и Пелагея», но все это имеет бледный вид перед «Севастопольскими рассказами».

На одно лишь из платьев Екатерины они нанесли  настоящее церковное золотое шитье. А второй костюм – дорожный с муфтой — они воссоздали по парадному портрету императрицы – картину было нужно изучать с лупой в руках!

Кадр из серии «Толковый словарь русского флота»

позорный адмирал и Величественная императрица

Кстати, об императрице. Ее роль в цикле выполнила… телепродюсер Валентина Шульга. А вот роль  легендарной сестры милосердия Даши Севастопольской, выручавшей раненых на протяжении Крымской войны, сыграла редактор местной студии  Елена Делендриева.

Мы уже упоминали, что в массовках участвовала добрая половина населения Севастополя. Так вот: играться солдат —  перемазанных грязью, сажей и кровавыми заменителями, – местные обитатели . А вот  на роль  адмирала Октябрьского не было желающих. Из-за чего? По причине того, что с ним связана самая ужасная для севастопольцев страница в истории. В 1942–м, в разгар боев, адмирал, уходя из города, кинул в нем огромное количество защитников.

Он всего-навсего не сказал наверх, что в Севастополе остались тысячи людей. И ушел. А они остались и оборонялись . Так вот: съемочная несколько отыскала человека из местных, весьма похожего на Октябрьского.

А тот категорически отказался сыграть адмирала, сообщив: «Для чего мне брать на душу такую тяжесть?» А именем Октябрьского, кстати, в Севастополе до сих пор названа одна из улиц.

Император Николай Второй — персонаж серии «Броненосец „Потемкин“, либо Мятежный флот»

     Большое количество кадров в сериале посвящено Николаю II. Его сыграл также не опытный актер, а просто человек, страно похожий на императора, — режиссер-документалист Илья Кукин.  Принцип снимать не актеров, а друзей, был совсем оправдан: экономия, да и люди-непрофессионалы так отдавались проекту!

Кстати, о Николае, к фигуре которого  до сих пор в Российской Федерации различное отношение. Интересный факт откопала сценарист цикла Елена Полякова:

— По окончании убийства  в 1918 году его семьи и царя  среди вещей были отысканы  армейские шаровары, в которых император трудился, пилил дрова. Они с памяткой и заплаточками в углу левого кармана: Изготовлены 4 августа 1900 года, «Возобновлены 8 октября 1916 года». Вот и думайте…  

Что же до Игоря Золотовицкого, то ему было нужно переиграть в этом цикле массу ролей – от армейского врача Пирогова до фаворита Екатерины  Григория Потемкина.

— Ничего аналогичного в моей практике не было, — говорит Игорь. — История Севастополя – история настоящего патриотизма, и отечественный фильм наполняет веским содержанием это слово. Я довольно часто брал на съемки в Крым моего младшего сына Сашу. В серии про оборону Севастополя времен Крымской войны режиссер Александр Бруньковский доверил ему ключевую роль — барабанщика. Сын без шуток отнесся к дебюту в кино. Спустя год Сашу «повысили» — до наследника престола царевича Алексея.

А сравнительно не так давно сын заявил мне, что решил стать… историком.

Хохот да и лишь!

Не обращая внимания на то что «Севастопольские рассказы» — проект важный,  снимали его радостно, со всевозможными курьезами. Чего стоили «переходы» границы между Россией и Украиной, каковые чуть ли не каждый день совершал Игорь Золотовицкий. В один из таких «вояжей»  костюмер доверила Игорю картонки с бесценным грузом – антикварными шляпками. На украинской таможне у Игоря спросили, не везет ли он каких-то исторических сокровищ.

Он с уверенностью ответил: «Нет!» В этот самый момент с картонок предательски соскочила упаковка и обнаружилась надпись: «С опаской, антикварные шляпы!»… Игоря пропустили только вследствие того что одна из таможенниц была его фанаткой.

Эпизод мятежа на «Потемкине»

  И вдобавок бедного Золотовицкого довели на съемках до ангины. Снимали сцену восстания на «Броненосце Потемкине». Трудились в ноябре, в Питере, на «Авроре». Был уже ужасный мороз. А  восстание-то было летом. Полдня «Аврору «очищали от снега, позже дымовой завесой скрывали пар от дыхания по-летнему одетого Золотовицкого. Но дым в машине закончился, а съемки нужно было завершить до темноты – и тогда Золотовицкого вынудили… имеется мороженое.

В случае если покушать  данный продукт на морозе – какое-то время пара изо рта не будет. Дублей было большое количество. Мороженого было нужно съесть также много.

В итоге – ангина. Но чего не сделаешь для искусства?   К примеру, оператор-постановщик  Иван Макаров для десятисекундного кадра  трусящей по пыльной дороге полуторки, снятой сверху, забирался на кукурузник и на страховочном ремне свешивался из самолета  — и это не обращая внимания на ветхую производственную травму!

Что уж сказать о таких «мелочах», как лежание в колючих кустах  в зимнем обмундировании, в сапогах и шинели – при жаре  в 40 градусов!   

История в лицах, анекдотах и фактах

Первая серия «Севастопольских рассказов» начинается с зимы  1786 года – как раз тогда Екатерина Великая рискнула покинуть  на 6 месяцев столицу и отправилась к Тёмному морю, дабы продемонстрировать  миру завоеванные  в войне с Турцией владения – Крым. В этом путешествии императрицу сопровождали вельможи, зарубежные дипломаты — по совместительству шпионы. Участвовал в вояже и император Австро-Венгрии Иосиф II.

Организатором поездки был фаворит Екатерины граф Потемкин. Как раз  ему принадлежала мысль строительства в Крыму  сёл «на скорую руку», взявших наименование «потемкинских». Но не знакомство с ними  было целью путешественников. Основное  было в том, чтобы оценить российский флот. Все знали, что кроме того для постройки крепости не было  на данной почва  ни дерева, ни камня.

Но никто не мог подумать, что хитроумные русские разрешат войти на постройку… развалины древнегреческого Херсонеса. И  в то время, когда  перед глазами путешественников появился новый российский форпост: крепость Севастополь с развевающимся Андреевским флагом и причалившие у крепости замечательнейшие суда, чужестранцы не смогли сдержать собственного восхищения.

Большое количество еще занятных историй а также смешных рассказов определит зритель из этого проекта. Драматическая будущее города, призванного первым принимать на себя удар и защищать, раскроется во всех подробностях – без купюр, как обещают авторы фильма.

Ну а последняя, 14-я, серия будет посвящена  событиям, случившимся по окончании ВОВ.  Ужасная и таинственная  смерть армейского корабля  «Новороссийск» в 1955-м снималась на крейсере «Кутузов.

Ну и, само собой разумеется, передача Крыма Украине – по указу Хрущева…

Возможно высказать предположение, что определенным кругам на Украине данный сериал покажется провокационным. Более того, уже при съемках цикла группе было нужно столкнуться с рядом неприятностей и максимально осложнить себе жизнь. Но фильм все-таки вышел на экраны, и сейчас отечественное делать наблюдать его и выносить оценки.

Исторические а также.

  Снят ли сериал при помощи Русского страны?

Официальным спонсором проекта значится промышленная несколько «Таврида Электрик», а ее директор Алексей Чалый говорит:   — Нами двигало беспокойство о будущем Отечества, расположенного по обе стороны российско-украинской границы. Исходя из этого проект ориентирован на новое поколение  Севастополя и граждан России, которое не сильно в истории.

Подготовила Илона Егиазарова

История Крыма: от Екатерины II до Путина


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: