Георгий данелия о «мимино» и не только

Георгий Данелия о Мимино и не только

25 августа Георгий Данелия отмечает 80-летие. на данный момент режиссер трудится над анимационной версией фильма Кин-дза-дза и обещает в скором времени закончить собственную третью книгу.

Медведев за солидный вклад в развитие отечественного кинематографического мастерства и долгую творческую деятельность наградил режиссёра Георгия Данелия орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В дни празднования юбилея Георгия Николаевича каналы продемонстрируют практически все его фильмы, и документальные ленты о жизни и творчестве выдающегося режиссера: 24 августа на Первом в 22.30 картина «Георгий Данелия. По окончании 10 лет молчания»; в 23.30 тут же  «Мимино». На 7 ТВ в 13.30 — «Кин-дза-дза». 25 августа на «России 1» в 23.50 «Человек с планеты Кин-дза-дза.

Георгий Данелия»; в 00.45 тут же  — фильм «Осенний марафон». На «России К» в 20.45 картина «Страна Данелия», а в 21.35 на этом же канале комедия «Не горюй!»

Практически любой фильм режиссера сразу же становился народным. Но, пожалуй, самым популярным стал Мимино. Незадолго до собственного юбилея  Георгий Николаевич вспоминает о съемках данной культовой ленты.

«С армянином будет забавнее»

— Фильм начался с отечественной совместной задумки с на данный момент Габриадзе — о летчике из грузинской деревушки, у которого то ли вертолет, то ли мелкий самолет. Он, как и будущий Мимино, всегда запирает его на цепь с амбарным замком. И летает данный летчик низко над почвой, а над ним второй судьбой проносятся громадные лайнеры… Но дальше задумки мы с Резо не продвинулись. Через какое-то время вдвоем с Викторией Токаревой мы написали сценарий фильма  называющиеся «Ничего особого».

Про русского летчика из деревни, у которого мелкий самолетик, летчик играется на трубе, о чем-то грезит… Сценарий утвердили, на фильм выделили деньги. До начала съемок оставалось два месяца. В этот самый момент приезжает ко мне режиссер Рустам Ибрагимбеков, я говорю ему про фильм и заодно про отечественную с Габриадзе прошлую задумку.

Рустам говорит, что эта задумка куда увлекательнее того, что я планирую снимать. Всю ночь я это обдумывал, а утром позвонил Габриадзе, предложив делать совсем другую картину. И мы втроем с Токаревой практически на ходу стали писать новый сценарий, сначала ничего толком о фильме не зная, — разве что ключевую роль будет играться Кикабидзе.

Георгий данелия о мимино и не только

Добрались до эпизода, в то время, когда Мимино попадает в отель «Российская Федерация», думаем: один он будет в номере жить либо с соседом? Решаем, что с соседом увлекательнее. А время поджимает  — нужно уже подбирать актеров для съемки. У нас два варианта: или сосед русский, и его будет играться Леонов,

или уроженец армении – Мкртчян.

Быстренько прокручиваем в уме варианты и понимаем, что с армянином (другими словами со всем этим вечным армяно-грузинским соперничеством) фильм будет колоритнее. На то время было мало картин о кавказцах.

Как это «Ничего особого»?

Начальное наименование картины «Ничего особого» мне весьма не нравилось. Я позвонил в Госкино: «Желаю поменять на «Мимино». Они мне: «А что такое «Мимино»?» Отвечаю: «По-грузински — «сокол» (не смотря на то, что в действительности никакой это не сокол, а ястреб; «сокол» по-грузински — «шевардени»). «Нет, — говорят, — дурное какое-то слово, поменять не будем».

Но так произошло, что в тот же сутки в Госкино приехал его глава Ермаш — намерено просмотреть отечественный фильм, что был запланирован для показа на Столичном кинофестивале 1978 года, Он-то и приказал кое-какие эпизоды из фильма убрать и поменять наименование. Мол, вы что, товарищи, сдурели — давать советскому фестивальному фильму наименование «Ничего особого»? Пускай будет «Мимино» — хорошее, звучное слово. Сейчас о том, что было нужно вырезать.

Практически только бог ведает, что в картине было два эпизода, которые связаны с Тель-Авивом. Первый, оставшийся, — это разговор по телефону Мимино с грузинским иудеем Исааком.

И второй, вырезанный, чуть ли не самый мой любимый момент картины. Сразу после звонка Мимино в Тель-Авив шли кадры Телави, где кепочник кликал часовщика к телефону: «Иди, тебя какой-то Исаак из Тель-Авива!» А часовщик в испуге махал руками: «Сообщи, что меня нет, у меня паузу!» Кстати, Госкино приказало мне вырезать из картины и эпизод, где Мимино говорит с Тель-Авивом. Я схитрил: вырезал лишь из одной копии — той, какую продемонстрировали на фестивале.

В том месте картина кроме того без этого фрагмента забрала основной приз.

Цепляй собственную корову!

— К слову, момент, где Мимино желает позвонить в Телави, а его соединяют с Тель-Авивом – из судьбы забран. Был таковой случай: второй секретарь одного из райкомов Таллинна, по национальности грузин, захотел позвонить на родину, е Телави. Дал приказ телефонистке, а она перепутала и соединила его с Тель-Авивом. И был таковой скандал, что его чуть из партии не исключили…

Эпизод, где вертолет перевозит привязанную к нему на веревке корову, было нужно снимать, уламывая летчика. Оказалось, что такая перевозка запрещена правилами безопасности полетов. И летчик уперся. Потребовал, дабы ему на данный полет дали особое разрешение руководства. А где его было забрать — снимали мы в горах, а перевал целый был закрыт тучами.

Тогда я забери и сообщи: «Нужно нам было из Москвы мастера, аса брать…» Он аж подскочил: «Что?! Мастера?! Давай, цепляй собственную корову!!!»

 

— Стихи для песни про птичку-невеличку («Чито-грито…») написал узнаваемый поэт Петр Грузинский — из рода Багратиони, прямой потомок грузинских царей. Я дал ему музыку, которую написал Канчели, он к ней сочинил порядка двадцати вариантов текста – все было не то. И вот в один раз приезжает он ко мне в отель, где я остановился, будит меня: «Послушай, что я написал.

Это, по-моему, именно то, что нужно!». И просматривает про птичку-невеличку – «чито-грито», слова, каковые сделали все песню.

Шпагат Мкртчяна

— Мкртчян – актер от Всевышнего, с дикой энергией и бурной фантазией, которую приходилось укрощать.

Вот, к примеру, ресторанная сцена в «России». Ясно, что съемку нужно было затевать лишь по окончании закрытия ресторана. Но мы пришли в том направлении мало пораньше — аппаратуру втащить, кое-что подготовить… А в том месте именно гуляла громадная армянская компания. Они заметили Фрунзика, пригласили его за стол, а за ним и всю съемочную группу. Уходить они не планировали, и неспешно эта компания (она, по-моему, и в кадр попала) подпоила чуть ли не половину моей группы, среди них и Фрунзикэ.

А ему по сценарию нужно было станцевать, и притом лучше Мимино. Сесть под музыку практически на шпагат и поднять зубами с пола платок, что, в случае если не забывайте, роняла такая полная, пышногрудая женщина. Женщину эту также подпоили, она на съемке эпизода упала несколько раз. А Фрунзик, потому, что также оптимален был, любой раз, нагибаясь за платком, тюкался головой об пол. Мне это надоело, я ему: «Не нужно платок поднимать!» — он ни в какую.

Тогда я отозвал Кикабидзе и медлено нашептал ему, дабы он в следующем дубле у Фрунзика из-под носа данный платок выдернул. Так и сняли…

 

— Не секрет, что Мкртчян обожал выпить. И на съемках «Мимино» мы как-то раз договорились, что он 12 дней подряд не будет выпивать. На третий сутки уговора он подходит ко мне и говорит: «Слушай, я сейчас осознаю, из-за чего среди руководства так много посредственностей. По причине того, что они не выпивают, утром поднимаются бодрые и все силы тратят на карьеру!»

С пистолетом и ножом

— У меня собственного рода ритуал был — перед каждым фильмом брал перочинный ножик. И в то время, когда на съемочной площадке был без дела — к примеру, ожидал, в то время, когда аппаратуру смонтируют, свет поставят, водил этим ножиком по точильному камню. К концу фильма стачивал лезвие до иглы. «Мимино», кстати, последний фильм на котором я ножик точил.

— Да что ножик! В то время, когда снимали грузинскую часть картины, мне в Тбилиси на банкете медлено сунули в качестве подарка настоящий «вальтер». Наутро собрался на съемку, а пистолет – не оставлять же его в отеле! – вложил себе позади за ремень. И в данный сутки все меня слушались очень.

По причине того, что, сами представьте: пришел режиссер, дотянулся ножик, точит его, а из-под рубахи еще и пистолет выглядывает! По окончании съемок я данный пистолет  собственной тете дал – она его в реку выкинула.

Меня часто задают вопросы, из-за чего я в любой собственный фильм вставляю песню «На речке, на речке, на том бережочке…»? Из чистого озорства, как собственную визитку. А повелось такое с фильма «Тридцать три».

В том месте хор цеха безалкогольных напитков должен был петь какую-то песню. Но какую? А у меня еще с детства такая особенность: ни одного стихотворения, ни одной песни полностью не запоминаю. Но в то время, когда попал в армию, оказалось, что в том месте воина, поющего в хоре, освобождают от чистки оружия. Для этого я и записался в хор басом — их в том месте именно не хватало. Действительно, через пять дней меня из хора отчислили.

Но песню, которую мы разучивали все эти пять дней — «На речке, на речке…» — я запомнил на всегда.

— Уже по окончании фильма хороший друг режиссер Давлатян поведал мне, как его привычные армяне наблюдали «Мимино». Сели и лишь одного ожидают: «на данный момент нам эти грузины какую-нибудь свинью подложат». Наблюдают, наблюдают — нет, наподобие все нормально. И вот подходит время эпизода, где Мимино звонит из Западного Берлина. Задаёт вопросы: «В Дилижан возможно позвонить?» — «Нет». — «А в Телави?» — «Да, возможно». В этот самый момент они как были рады: «Вот оно, вот! Кто знает их Телави? Никто!

А Дилижан — он все равно больше!..» Наорались, а через 60 секунд осознали, что Мимино не с Телави соединили, а с Тель-Авивом. Оказалось, что и в этом случае грузины армян не обидели…

Записали Сергей Амроян, Дмитрий Филатов

Киногерои «Мимино» 35 лет спустя


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Георгий дронов: «кризис ворониным не угрожает»

    Георгий Дронов: «Кризис Ворониным не угрожает» Возрастные, экономические, творческие кризисы мужчине нипочем, уверен актер Георгий Дронов, в случае если в семье…

  • Георгий жженов: «я сообщил жене…

    Георгий Жженов: Я сообщил жене: не ожидай меня. Девяносто с лишним процентов, что я где-то погибну 22 марта 2005 года исполнилось девяносто лет легендарному…

  • Режиссер возможно лишь главным

    Режиссер возможно лишь главным Юбилеи людей известных неизменно пристально отслеживаются. Исходя из этого, в то время, когда определил о наступающем 8 марта 60-летии…

  • Олег попов: «плачьте лишь от хохота!»

    Олег Попов: «Плачьте лишь от хохота!» Возвращение Солнечного клоуна на родину растянулось на продолжительные 25 лет. Зря Олег Попов опасался, что за это время…

  • Георгий жженов: «моя жизнь — целая неточность»

    Георгий Жженов: Моя жизнь — целая неточность 22 марта ему бы исполнилось 95. В данный сутки многие каналы разрешили телезрителям ещe раз встретиться с…

  • Станислав говорухин: хуже тинейджеров лишь критики!»

    Станислав Говорухин: Хуже тинейджеров лишь критики!» Галина Переверзева. Станислав Сергеевич, издание «Мастерство кино», в котором сравнительно не так давно была…

  • Стинг, ургант и цекало зажигают лишь на первом!

    Стинг, Ургант и Цекало зажигают лишь на Первом! Второй год подряд 31 декабря Первый канал будет баловать собственных зрителей «Оливье-шоу». Обозреватели…

  • Я лишь начинаю жить!

    Я лишь начинаю жить! Актуальная писательница Оксана Робски не всегда была состоятельной женщиной с Рублевки. Но постоянно хотела получить большое количество денег. И не…