Быков ролан: «я вышел на сцену первый раз в четыре года»

Быков ролан: я вышел на сцену первый раз в четыре года

Быков Ролан: Я вышел на сцену первый раз в четыре года

Ролан Антонович Быков появился 12 ноября 1929 года. красавицы красного и Сын командира из культурной семьи, он унаследовал от отца бунтарскую кровь, а от матери — любовь к мастерству. «Я вышел на сцену первый раз в четыре года, — говорил Ролан Быков. — И позже ни разу с нее не сходил».

Более ста ролей в кино и театре и множество – в жизни: режиссер, секретарь правления Альянса кинематографистов, нардеп СССР, президента Интернационального фонда развития кино и телевидения для юношества и детей…  Непростая биография Быкова началась с документов: «Мент пьяный переделал моего отца Антона в Анатолия! – растолковывает собственный отчество Ролан Антонович. – Кто еще имел возможность в метрике вместо Ролана Антоновича написать Роланд Анатольевич?

И дня рождения вследствие этого же у меня два — один фактический, второй по паспорту. Все пьянка русский…» Случайности и совпадения привели Ролана Быкова в театр: «У меня была подруга чуть постарше, имевшая на меня громадное влияние, — говорил Ролан Быков в интервью. – В то время, когда мне было четыре года, она позвала: «Отправимся, в том месте записывают всех, кто желает кино наблюдать безвозмездно, сколько угодно». Мы пришли в театр, в том месте записывали в самодеятельность.

Какая-то дама задала вопрос меня: «Что ты можешь делать?» Я сообщил: «Ничего не могу, желаю кино наблюдать безвозмездно, сколько угодно». Меня все-таки достали на сцену просматривать стихи. Стихи были приблизительно следующие: «Ходят волны кругом вот такие, вот такие громадные… ходят по морю волки морские…» и тому подобное. Я, само собой разумеется, запутался, совершил ошибку и стал руками показывать, какие конкретно «такие» волны. А в то время, когда дело дошло до волков морских, я по большому счету не знал, что это моряки. Ну и зарычал на целый зал: «Р-р-р-р».

Заслужил аплодисменты. А позади шепчут: «Нужно кланяться». Я говорю: «Кланяться не буду». Я знал, что кланяться унизительно. Но подруга приказала, и я не имел возможности ее ослушаться. Вышел, не спросив, как нужно кланяться, отыскал в памяти лишь, как это делала бабушка, в то время, когда молилась.

Поднялся на колени и начал кланяться, ударяясь лбом об пол. В общем, затем взял прозвище Артист. Меня все в квартире стали к себе кликать: «Ну, заходи, Артист, изобрази, спой». Мы так как жили в коммуналке, складывающейся из сорока трех помещений и одной кухни. Так у меня сходу показались сорок три сцены». Путь к одной-единственной Сцене начался во второй половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда Быков закончил десять классов и действительно решил связать вою жизнь с мастерством.

Совместно со своим закадычным втором Виктором Соколовым (в войну он осиротел, и его приютила мать Ролана) Быков подал документы во ВГИК, ГИТИС и в Школу-студию МХАТ. Соколова приняли в ГИТИС, а Ролана не забрали ни в один вуз – плохая дикция и маленький рост стали предлогами для отказа.

Быков вспоминал, что желал ринуться под трамвай из-за таковой неудачи, но рядом, на счастье, был его друг Артем Иноземцев, что дал совет не отчаиваться и попытаться поступить в Театральное училище имени Щукина. В «Щуке» педагогов не смутили ни рост, ни недостатки речи гениального парня, и его взяли на курс ветшайших актеров Вахтанговского театра Н. Шихматова и Л. Львовой.

В «Щуке» Ролан Быков стал рекордсменом – за время учебы он успел подготовить около 50 ролей, чуть меньше, чем у другого «стахановца» — Михаила Ульянова.  В первой половине 50-ых годов XX века, по окончании окончания училища Быков попал в труппу Театра юного зрителя. 33 рубля заработной плата заставляли задуматься о том, как жить, исходя из этого Ролан Быков попытался себя на педагогическом поприще – по воскресеньям он вел драматический кружок.

  Заработная плат была не единственным предлогом для недовольства ТЮЗом. Молодому актеру доставались только проходные роли, а помимо этого, он бредил режиссурой.

Во второй половине 50-ых годов XX века Быков покидает театр и совершает неосуществимое – открывает самодеятельный Студенческий театр при Столичном национальном университете: «В то время, когда в 50-е годы я без всякого разрешения открыл театр в Москве, то и дураку было очевидным, что по мне Сибирь плачет, — говорил режиссер. — А я сделал вывод, что как-нибудь проскочу: ЦК поразмыслит, что МГК разрешил, МГК посчитает, что это дело комсомола, комсомол спишет на профсоюз… Основное, дабы красную ленточку Яблочкина перерезала. Яблочкина – это гарантия страны.

Так и оказалось: пришла Яблочкина, забрала в руки ножницы и… Так сейчас никто и не знает, что театр незаконнорожденный». Театр стал событием, событием становилась и любая его постановка. По окончании спектакля «Такая любовь» Быкова пригласили в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола и внесли предложение пост… главного режиссера. Так Ролан Быков вписал еще один рекорд в театральную летопись страны, став самым молодым – 29 лет – главным режиссером театра.

Но, эту роль он игрался недолго, поменяв ее на роли в кино… В 1955 году состоялся дебют Ролана Быкова в кино, а в первой половине 60-ых годов двадцатого века он стал режиссёром и актёром киностудии «Мосфильм». Одними из первых киноролей актера стали роли в картинах «Педагогическая поэма» и «Это начиналось так…». Но действительно о киноартисте Быкове заговорили в первой половине 60-ых годов двадцатого века, по окончании экранизации «Шинели», в которой Ролан Антонович сыграл Башмачкина.

Сам актер так отзывался об данной роли: «Шинель» – моя первая Любовь. Меня много осуждали, в то время, когда фильм лишь вышел. Говорили – так играться запрещено. Говорили – Башмачкин у Быкова патологичен, он неприятен… Где дорогой и милый «мелкий человек»? Да, я не игрался мелкого и несчастненького!

Ненавижу несчастненьких! Да, я страдал некрасиво и до безобразия. Разве страдания смогут быть прекрасными? Но я одурачил всех – я сыграл радостного Акакия Акакиевича! «Шинель» – мое рождение, моя будущее, мое счастье, моя биография…» Само собой разумеется, биография не ограничивается одним фильмом: «Я шагаю по Москве», «Непридуманная история», «Приводим к огню на себя», «Женитьба Бальзаминова», «Здравствуй, это я!», «Звонят, откройте дверь», «Андрей Рублев», «Айболит-66», «Помогали два товарища»… Как актер Ролан Быков сыграл более ста ролей, а 9 фильмов снял в качестве режиссера.

Из этих девяти прежде всего всплывают в памяти «Айболит-66» и «Чучело». «В то время, когда вышел фильм «Чучело», многие задавали вопросы: «Вы постоянно ставили комедии,… вы поменяли собственному жанру?» Данный вопрос сперва ставил меня в тупик,- признавался Ролан Быков, — и я сам не осознавал, отчего так произошло. Но неспешно приходило прозрение. Я не поменял жанру.

Легко конфликт между личностью и ничтожеством решительно изменился — из комического он на глазах превратился в ужасный: обыватель и мещанин, бездарность и ничтожество не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Показался комплекс тотальной полноценности обывателя перед личностью, а это уже не смешно.

Если бы сказка «о рыбке и рыбаке» кончалась тем, что старая женщина не была бы у разбитого корыта, а, наоборот, стала владычицей морскою, и служила бы ей «золотая рыбка», и была бы при ней «на посылках» — это была бы самая грустная сказка на свете».  Но перед чучелом был «Айболит». «Двадцать лет назад я поставил озорную и совсем новую по тем временам картину «Айболит-66», говорил режиссер. — Бармалей при первой же встрече ограбил доктора, выкинул его и всех его друзей в море и завладел кораблем.

Чего же ему еще было необходимо? Из-за чего он преследовал доктора, гнался за ним по джунглям… Что ему, в сущности, было необходимо? И вот появилось, что ничтожеству необходимо было самоутвердиться перед личностью: «Чем ты лучше меня?» Мой план — «фантазия на тему глобального мещанина» и «комплекс неполноценности забавного ничтожного существа перед великой личностью» — закономерно отыскал воплощение в комическом конфликте…

Эта картина — моя громадная эйфория, мое громадное счастье. В кино я пришел как раз для «Айболита», для того, дабы написать на знамени слово «ТЕАТРАЛЬНОСТЬ». Тогда слово «театрально» произносили шепотом. На худсовете мне угрожали пальцем: «Мейерхольдовщина!» Мне казалось, что я поднимусь и ударю этого человека графином, но мне отправили записку: «Заберите себя в руки». Слова «форма», «Мейерхольд» были бранными… «Айболит-66» — первая картина театральной киноэстетики.

Первая в мире театрализация кино. Пара лет назад я возил картину в Америку – она в том месте ни при каких обстоятельствах не была, она по большому счету ни при каких обстоятельствах не переезжала за предел – и показывал ее на даче Рокфеллера. Скромный двухэтажный дом, хозяин в ковбоечке навыпуск, воздух свободная, житейская, — все смеялись, и никто не поверил, что фильм сделан до «Вестсайдской истории».

Помимо этого, что это театральное кино, это первенствовал в мире вариаэкран, в то время, когда экран всегда варьируется – делается то широким, то узким, храбрецы то и дело выходят за него. Мне необходимо было выйти за экран. Это было внове, картину по-настоящему никто не осознал, а писатель и поэт Михаил Львовский, прочтя сценарий, сообщил: «Вы вышли на весьма современную тему – на философскую клоунаду».

Это было самоё точное определение… «Айболит-66» был фантазией на тему глобального мещанина. Столкновение Бармалея с Айболитом было столкновением мещанина с личностью. Я отобрал у тебя корабль, я выбросил тебя в море, и я буду тебя грабить, обижать и унижать. Сейчас это уже тема не комедии, а драмы. У меня была написана вторая серия «Айболита». Об этом только бог ведает. Ее запретили. Во второй серии Бармалей начал делать хорошие дела.

Он сказал: «В то время, когда я начну делать хорошие дела, у меня враз все станут радостные, а кто не станет, того в бараний рог согну, сотру в порошок и кину акулам…» Ролана Антоновича – либо Роланда Анатольевича, как многие привыкли его кликать, — не стало, в то время, когда ему было всего 69 лет… Всего, по причине того, что данный энергичный, броский гениальный человек опоздал сделать так много. Опоздал сыграть Пушкина – Фурцева сочла, что Быков не имеет ничего общего с великим поэтом, не смотря на то, что пушкинисты были уверены, что лучшего Пушкина не отыскать.

Опоздал снять очень многое из задуманного. Опоздал написать множество стихов… Но все же Ролан Быков успел сделать еще больше – основать Фонд, на студиях которого было снято более 70 фильмов, написать множество сценариев, сказок и стихов, создать красивые работы… Он считал себя радостным человеком: «Я, пожалуй, выполнил практически все профессии, о которых грезил в юные годы. Когда-то грезил играть на флейте — в следствии сочинил пара песен, вальс.

Я грезил когда-то быть преподавателем – я преподаю. Я грезил когда-то быть поэтом – я пишу. Я весьма грезил быть писателем — и я, по-моему, начал писать достаточно сносно…» Фильмы, пьесы, книги… Достаточно для солидной биографии двоих, но все умещается в одну – непростую биографию человека с двумя именами, Ролана Быкова. 

Алексей Воробьёв: В то время, когда вышел на сцену первый раз по окончании аварии, забыл слова


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: