Арчил гомиашвили: бендер помешал сыграть штирлица

Арчил Гомиашвили: Бендер помешал сыграть Штирлица

23 марта исполнителю роли Остапа Бендера в легендарном фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» Арчилу Гомиашвили исполнилось бы 85 лет.

Сейчас, разбирая факты из его жизни, думаешь: если бы он не был актером, точно, стал бы великим… комбинатором. Но Арчилу Михайловичу удалось совместить два таланта и показать себя не только в кино, но и в бизнесе.

В сутки, в то время, когда Арчил показался на свет в маленьком грузинском городе Чиатура, его папа был на Донбассе, где трудился главой профсоюза угольщиков. Определив о рождении сына, он послал жене весточку, дабы супруга назвала его в честь победы революции Виктором. Но позднее Гомиашвили-младшего нарекли в честь деда-священника.

Арчил был бойким мальчуганом, попадал в различные передряги. В 16 лет он поступил в Тбилисский художественный техникум при Академии художеств, но проучился в том месте только два года, его отчислили. Связался с нехорошей компанией, его арестовали, действительно, срока он не взял – спасла заявленная в стране амнистия…

Так и не став дипломированным живописцем, Арчил познакомился с режиссером Георгием Товстоноговым, трудившимся в то время в Тбилисском русском театре им. Грибоедова. Это была важная встреча – Георгий Александрович внес предложение ему оформить один из пьес, а позже и роль в пьесе. Актерская деятельность понравилась Гомиашвили, и в то время, когда Товстоногов переехал в Москву, Арчил отправился следом и поступил в Школу-студию МХАТ, но так и не окончил ее из-за буйного нрава.

Во второй половине 40-ых годов XX века он устроил драку в ресторане гостиницы «Националь», чуть не угодил под суд и возвратился в Тбилиси, где снова устроился в театр. По окончании 30 у Арчила стали появляться роли в не легендарных фильмах («Лично известен», «Чрезвычайное поручение», «Последний подвиг Камо»). Звездная роль пришла к актеру, в то время, когда ему уже было за 40.

Арчил гомиашвили: бендер помешал сыграть штирлица

В 1970-м Леонид Гайдай начал искать актера для собственной экранизации романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Режиссер перепробовал 22 актера, среди которых были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко… Кроме того суперпопулярному в то время певцу Муслиму Магомаеву режиссер предлагал роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея… В итоге, не будучи до конца уверен, что сделал верный выбыл, Гайдай остановился на Александре Белявском.

Но в первоначальный же съемочный сутки, в то время, когда по традиции киношники разбивают «на счастье» тарелку о штатив камеры, тарелка не разбилась… Гайдай был суеверным человеком, посчитав, что удачи не будет, он закончил съемку и снова пустился на поиски собственного Бендера. В оправдание режиссера увидим, что многие из съемочной группы «Двенадцати стульев» отмечали, что Белявский в действительности не ярко смотрелся рядом с колоритным Сергеем Филипповым, игравшимся в ленте Кису Воробьянинова.

Режиссер был на грани отчаяния, в то время, когда ему поведали, что по городам страны со спектаклем «Похождения Остапа Бендера» гастролирует неизвестный актер Арчил Гомиашвили, что очень убедительно смотрится в роли великого комбинатора. Гайдай решил сам встретиться с ним на сцене и отправился в Неприятный, где должен был состояться ближайший спектакль. Взглянув Гомиашвили в деле, режиссер решил попытаться его на роль.

– В то время, когда я пришел на собеседование к Гайдаю, – вспоминал актер, – взглянуть на мою белую «бендеровскую» фуражку сбежалась вся съемочная несколько. Заметив в окружении режиссера недоверчивые глаза, я развернулся и ушел…

Действительно, через пять месяцев Гомиашвили все-таки уговорили на пробы. В этот самый момент снова появились неприятности – в Госкино не осознали, из-за чего Бендер внезапно стал грузином.

– Так так как у него папа турецкоподданный. Из-за чего маме не быть грузинкой? – находчиво ответил режиссер.

В итоге, 44-летнего Гомиашвили утвердили на роль Остапа, которому по сюжету… 28. Но это не смущало ни режиссера, ни актера:

– …Подо мной тогда почва поднималась! Я ощущал себя молодым, тем более что незадолго до съемок женился на девушке, которая была младше меня на 24 года, – вспоминал Гомиашвили.

Не обращая внимания на то, что вот уже в течении 40 лет «Двенадцать стульев» Гайдая остаются одним из любимых фильмов у нас, Гомиашвили эта лента не понравилась. Во время съемок у него было много твёрдых споров с режиссером.

– С Гайдаем у нас были непростые отношения, – говорил в одном из интервью Арчил Михайлович. – У меня имеется блестящие работы в кино, но их никто знать не знает, не забывать не помнит. Лишь Остап! Я прочел Бендера в противном случае, желал сыграть настоящего, живого Бендера… А Гайдай собственными комедийными штуками перекрывал мой посыл продемонстрировать важного, неоднозначного храбреца.

В то время, когда я в первоначальный раз взглянул черновик фильма, у меня волосы дыбом поднялись. Говорю ему: если бы знал, что ты такое говно как режиссер, я бы у тебя не снимался. На что он тут же мне ответил: если бы я знал, что ты такое говно как артист, тебя бы не приглашал. Шесть лет затем мы не говорили. А в сутки премьеры фильма Марка Захарова он звонит мне: включи телевизор, на данный момент начнется уголовное правонарушение!

Это он так «12 стульев» Захарова именовал – правонарушение.

…Грузинский выговор помешал актеру озвучивать Остапа – в картине Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, а поет вместо Арчила Михайловича Валерий Золотухин. Однако эта роль стала для Гомиашвили важной. Через день после выхода фильма на киноэкраны он проснулся известным на всю территорию страны.

– Благодаря данной роли я взял в Москве квартиру, стал популярным человеком, – сказал Арчил Михайлович. – Да и ресторан, названный в честь Остапа, – мое детище. Я нахожу большое количество неспециализированного с сыгранным персонажем. Я артист, и мне нужен зритель. Остап также артист, и ему также нужна аудитория.

Нет аудитории – и меня нет ничего, что интересует: ни стулья, ни деньги.

Да, между актером и сыгранным им великим комбинатором вправду была некая сообщение. В 80-х годах в Западном Берлине Арчил Михайлович встретился с миллионером… нет, не Корейко, а Майклом Фильдом. Актер желал снять фильм о сложной судьбе этого человека и думал взять под данный проект деньги, но переговоры не удались… В нехорошем настроении Арчил Михайлович отправился в ближайшее казино, обменял собственные последние 100 марок на одну фишку, дабы сыграть в рулетку.

– Я поставил все деньги на цифру 23, потому, что появился 23 марта, – вспоминал актер, – и шарик лег в нужную ячейку. Повторил – и оказалось то же самое. В итоге я победил практически 130 тысяч марок.

Целое состояние!

Фильма о миллионере Фильде не получилось, но не по вине Арчила Михайловича. Однако западный предприниматель решил все-таки отблагодарить Гомиашвили за внимание к собственной персоне и презентовал ему пара игровых комнат, каковые скоро начали приносить актеру хороший доход. На эти средства актер и жил в достатке в течение нескольких лет в Германии, а позже его потянуло на Родину, он реализовал игровые автоматы и возвратился в Москву, где занялся ресторанным бизнесом – открыл клуб «Золотой Остап».

Гомиашвили неоднократно сказал, что вычисляет себя радостным человеком:

– Я неизменно в жизни делал лишь то, что мне было по душе. У меня большое количество друзей. Радостен я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. В то время, когда мне было 16, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я заметил всю собственную судьбу, все, что дальше со мной случится, со всеми подробностями.

Я следовал данной программе всю жизнь. Знал: через год добьюсь одного, через два – другого. Но, зная последующее, я ускорял события, выкладывался всецело: я большое количество обожал, был неуемный, ни при каких обстоятельствах не уставал…

Однако Арчила Михайловича, очевидно, всю жизнь тяготило то, что для большинства зрителей он так и остался актером одной роли – Бендером. А ведь именно он должен был сыграть самого Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны».

– Меня уже утвердили на эту роль, – сказал в интервью актер. – Но, к сожалению, у нас с режиссером Татьяной Лиозновой закрутился роман. К тому же Вячеслав Тихонов вел себя деятельно, обосновывал, что эта роль создана для него.

– Началось давление на режиссера, а Лиознова заняла нейтральную позицию. Меня это обидело. Я обиделся, все кинул и уехал в Грузию. Взял одну весточку прося возвратиться – от Бритикова, директора Киностудии имени Неприятного, позже другую – с предложением сыграть Мюллера.

Но я изначально был увлечен образом Штирлица. В последней весточке Бритиков сказал мне, что съемочная несколько не имеет возможности меня больше ожидать – на роли Мюллера и Штирлица назначены другие артисты. А мне захотели творческих удач.

К середине 2000-х Гомиашвили без шуток заболел – доктора поставили диагноз рак легких. Лучшие американские врачи сделали актеру операцию, он возвратился из америки полон надежд на собственный выздоровление и замыслов на будущее… Но через год по окончании операции общее состояние организма Арчила Михайловича быстро ухудшилось. Он погиб на 80-м году судьбы 31 мая 2005 года в одной из столичных клиник.

Похоронили актера на Троекуровском кладбище.

Дмитрий Сергеев

Shot Если бы знал Я Что такое Любовь «X 73»


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • «Если вы не видели актера в театре…

    «Если вы не видели актера в театре, вы ничего о нем не понимаете» 14 октября 2001 года: Гостеприимная сцена Российского Отвлечённого Молодежного театра…

  • «Брак с гордоном был для меня стрессом»

    Брак с Гордоном был для меня стрессом С Катей Гордон мы виделись пара раз — в связи с ее книгой «Конченые», позже — в связи с фильмом «Море…

  • Коммунисты будут протестовать, в случае если ди каприо сыграет ленина

    Коммунисты будут протестовать, в случае если Ди Каприо сыграет Ленина Представители организации Коммунисты Петербурга и партии и Ленобласти Коммунисты России…

  • Ирина старшенбаум: притяжение…

    Ирина Старшенбаум: Притяжение — фильм не про инопланетян Сейчас был опубликован третий трейлер фантастического боевика Федора Сергеевича Бондарчука Притяжение, и…

  • Культовое интервью микки рурка

    Культовое интервью Микки Рурка Одно из самых известных интервью Микки Рурка. Архивный материал издания «Эсквайр». У меня было все. И я все просрал…

  • Проснулись известными: кому принесли…

    Проснулись известными: кому принесли успех новые русские сериалы 2015 года Артисты, о которых отправится обращение в обзоре, начинали собственную карьеру в громадном…

  • Бригада «юности отечественной»

    Бригада «юности отечественной» Пара лет назад совсем стало очевидным: любого качества отечественный многосерийный фильм легко побеждает в рейтингах…

  • Илья олейников устал приводить к смеху

    Илья Олейников устал приводить к смеху 11 ноября не стало Ильи Олейникова. Поверить в это до сих пор сложно: он ни при каких обстоятельствах не жаловался на здоровье, а летом…