Андрей звягинцев на гребне «новой волны»

Андрей Звягинцев на гребне «новой волны»

Драма Андрея Звягинцева «Елена», уже удостоенная на каннском фестивале кино особого приза жюри конкурса «Особенный взор», выходит в широкий прокат. Это уже третья новый этап и картина мастера в развитии отечественного кино. Звягинцев уже приобретал «Золотого льва» ещё в начале нового тысячелетия за собственный дебютный фильм «Возвращение».

Этим призом он не только завоевал себе место в мировом кинематографическом пантеоне, но и обозначил старт перемещения, которое сейчас именуют «новой волной» российского кино. В ожидании нового шедевра «Фильм Про» предлагает повнимательнее всмотреться в лица нового времени. Андрей звягинцев на гребне «новой волны» 22фотографий

Александру Сокурову на своём пути к «Золотому льву» (за «Фауста») в течение многих лет приходилось искать деньги на фильмы за границей. И показывать собственные картины в том месте же — в Германии, США, Англии, Японии…

Отыщем в памяти, что происходило в русском кино до 2003 года. В немногих тогда ещё Dolby-кинотеатрах страны шли лишь американские фильмы. Русское кино существовало только на фестивалях, причём в двух вариантах.

Или оно делалось за счёт бюджета страны и по окончании небольшого резонанса исчезало из актуального кинопроцесса. Или производилось с значительным участием зарубежных партнёров, и тогда это были уже более важные бюджеты, прокат за границей и редкие отзвуки в Российской Федерации.

В 90-е годы для многих кинематографистов такая форма работы стала одновременно и единственной возможностью остаться в профессии, и трамплином для опытных и творческих возможностей. В данной нише существовали Александр Сокуров, Павел Лунгин, Сергей Лозница, Виктор Косаковский, Бахтиёр Худойназаров, Сергей Бодров, Сергей Дворцевой, Виталий Манский и многие другие авторы.

По их творчеству Запад делал выводы о отечественной действительности, а на родине фильмы этих режиссёров показывать было негде и некому. Однако к 2003 году интерес зарубежных инвесторов к нашему кино начал иссякать. Образ голодной России и нищей им приелся, а результатов (в смысле коммерческих сборов и призов) отечественное кино начало давать всё меньше.

«Возвращение» стало дебютом и для актёра Ивана Добронравова. Сейчас он вырос и деятельно снимается в авторском кино

Фильм «Возвращение» Звягинцева был полностью снят на российские деньги. Не на госбюджетные, а за счёт предпринимателя Дмитрия Лесневского, предоставившего Звягинцеву не только денежные средства, но и свободу действий в их «освоении». И вот – успех на всю землю.

Значит, в Российской Федерации возможно самостоятельно делать кино, причём весьма качественное и уникальное.

Помимо этого, оказалось, что у русских картин имеется собственный зритель, о чём свидетельствовал успех фильма «Бумер» Петра Буслова – фестивальной картины, нежданно для всех ставшей хитом в том же 2003 году и без того же сделавшей Буслова одной из громких фигур зарождавшейся «волны».

Пётр Буслов был «флагманом» недолго: ни одной из картин, снятых им по окончании дебютного «Бумера», не удалось приблизиться к успеху и художественному уровню первой.

Измотанные зарубежными питчингами авторы наконец воспрянули духом и продолжили снимать кино уже в Российской Федерации и для России. Скоро, к примеру, Павел Лунгин создал собственный самый громкий фильм «Остров». Но у этого поколения режиссёров к 2003 году уже показалась смена, которую мы сейчас и именуем «новой волной» русского кино.

В 2003 году выходит «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. По окончании этого фильма пути режиссёров разошлись, но единомыслие осталось, они всё равняется остаются представителями одного направления. Хлебников, как более радикальный создатель, снял потом «Свободное плавание» и «Безумного помощь».

Попогребский, склонный к магистральным линиям киноязыка, взял основной приз на «Кинотавре» за «Простые вещи», а позже три награды в Берлине за «Как я совершил этим летом», фильм, что стал одним из основных интернациональных удач отечественного кино за последнее десятилетие.

Трейлер фильма «Как я совершил этим летом»

В этом же году Алексей Герман-мл. производит короткометражку «Последний поезд», в которой чувствуется влияние известного отца. Оно же остаётся в «Garpastum» и «Бумажном воине», но дополняется ощущением растущей индивидуальности режиссёра. В 2004 году выходит «Русское» Александра Велединского. Пара позднее его фильм «Живой» стал одним из фаворитов отечественного проката.

На данный момент режиссёр трудится над картиной с Константином Хабенским по роману «Географ глобус пропил».

Ещё в 2004 году второй фильм Андрея Прошкина «Игры мотыльков» говорит о том, что перед нами важный создатель, а его следующие ленты «Миннесота» по сценарию Александра Миндадзе и «Апельсиновый сок» демонстрируют постоянный поиск на грани зрительского и элитарного кино.

Французский постер фильма «Все погибнут, а я останусь»

Дальше — больше. В 2006 году «Девять семь семь» молодого Николая Хомерики вводят его в разряд самых увлекательных русских режиссёров, по окончании чего «Сказка про Сердца» и «темноту бумеранг» лишь закрепляют данный статус. А за год до этого, в 2005 году, в нашу жизнь ворвалась ещё более юная бунтарка Валерия Гай Германика со своей неигровой работой «Девочки».

По окончании необычного опыта «Сутки рождения инфанты» она «выстреливает» игровой вариацией на тему «Девочек» «Все погибнут, а я останусь», по окончании чего принимается за скандальный сериал «Школа».

Из театра в кинематограф пришли Иван Вырыпаев, Василий и Кирилл Серебренников Сигарев. В игровое кино из документального — Сергей Лозница, Сергей Дворцевой, Алексей Федорченко. Прогремели собственными фильмами Игорь Волошин, Павел Бардин, Алексей Мизгирёв, Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия, Михаил Калатозишвили, Валерий Тодоровский.

За ними идут новые и всё новые авторы, каковые едут на интернациональные фестивали, приобретают призы.

Но всё это ещё не делало это поколение режиссёров «новой волной». В целостное перемещение их объединяет второе. Как раз они стали базой для сравнительно не так давно образованного Киносоюза (как альтернатива Альянсу кинематографистов). Они собирают дискуссии, выступают публично с критикой и манифестами современного кинопроцесса.

Участвуют в создании новых законопроектов о кино. Создают совместные киноальманахи.

Опыт полуподпольной работы в условиях бесправия и безденежья научил режиссёров «новой волны» объединяться и бороться за выживание общими усилиями.

Вторая картина Звягинцева «Изгнание» продемонстрировала, что успех «Возвращения» был не случайностью, а началом карьеры громадного режиссёра. Лента принесла приз Константину Лавроненко за «Лучшую номинацию и» мужскую роль на «Золотую ветвь» в Канне

Возможно, это раздастся через чур звучно, но без Андрея Звягинцева «новой волны» имело возможность бы не появиться. Необходимо было показаться молодому и броскому кинематографисту, что доказал бы, что возможно снять картину, не ориентируясь на колею, в которой застряли его современники, и быть осознанным, оцененным. Вместо «чернухи» о русской деревне и тотальном пьянстве — «Возвращение», притча в духе не то Тарковского, не то Линча.

Цельная, вдумчивая, символичная, но и глубоко современная.

Звягинцев вгрызся в европейское кино, выдёргивая из него то, что ему было необходимо. Время от времени в буквальном смысле слова. Известен, к примеру, анекдот о том, как режиссёру пригодилась для съёмок зарубежная актриса, но у неё были театральные гастроли, и тогда продюсер Лесневский выкупил все билеты в театре одной из европейских столиц, где она должна была выступать.

По причине того, что так захотел Звягинцев.

Постер фильма Елена

В «Изгнании» Звягинцев как словно бы дал последнюю дань Тарковскому (через чур уж стиль фильма похож на «Жертвоприношение»), дабы в «Елене» подойти к традициям современного реалистического кино, в котором основное — это пессимизм в отношении «судьбы и» маленького человека западной цивилизации в целом. Творчество Звягинцева заслуживает отдельного анализа, нам он на данный момент серьёзнее как фигура в отечественном кино.

Самобытный и гениальный человек, вместе с тем прекрасно опытный и с радостью применяющий успехи мирового кинематографа. Индивидуалист, что готов объединяться с другими, такими же, как он, творческими единицами. его отрицатель и Дитя постмодернизма.

Юный, упрямый, амбициозный скептик. Лицо «новой волны», и вместе с тем создатель, неизменно стоящий особняком. Таков Звягинцев, но таковы и все те, чьи имена названы выше среди представителей данной «волны».

Те, кому принадлежат настоящее и будущее отечественного кино.

Открытие XII Фестиваля Кинопроба


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: